О гербе города Суздаля написано, как это ни парадоксально, и много, и мало. Много - с точки зрения количества различных публикаций, в той или иной степени освещающих его описание и историю. Мало - потому, что в этих сообщениях о гербе зачастую отсутствуют любопытные детали, связанные с его возникновением и символикой. И вовсе не выдвигаются версии о том, почему же все-таки главным символом Суздаля стал сокол. Лишь в заметке «Герб нашего города» Курганова замечает, что птица сокол изображалась на монетах Суздальско-Нижегородского княжества, чеканившихся в XIV веке. А почему именно сокол? И сокол ли вообще, - если судить по рисункам изображений птиц на этих монетах (см. рис.)?
Как и любой герб, герб Суздаля прежде всего - индивидуальный отличительный знак. В 1908 году историк Ю.В. Арсеньев, занимавшийся геральдикой, писал: «Гербами называются особые фигуры или символические изображения, представленные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области или целому государству».
Герб не может выбираться или меняться произвольно, рисунок его обычно фиксируется государственным актом, и поэтому герб всегда и всюду воспринимается как правовой знак.
Принято отсчитывать историю суздальского герба с 1722 года, когда по указу Петра I в России была учреждена Герольдмейстерская контора. Среди дел, решаемых этой конторой, были и о дворянских гербах, а с 1724 года - и дела по созданию гербов российских городов и провинций. По замыслу Петра I, каждая губерния, провинция и город, получив герб, должны впредь скреплять все официальные документы печатью с вырезанным на ней гербом. Городской (провинциальный) герб должен был помещаться также на знаменах полков, расквартированных в городах (провинциях).
Для составления рисунков гербов, подлежащих утверждению правительством, был назначен граф Ф. Санти - итальянец по происхождению, служивший долгое время при дворах европейских владетелей, а затем перешедший на службу в Россию.
Изучив обстоятельства предложенного ему занятия, Ф. Санти счел необходимым сделать запросы во все российские города: он полагал, что городской герб должен в своем рисунке отразить хозяйственную жизнь города, его место в политической жизни государства, территориальные и природные особенности, исторические события, наложившие отпечаток на его развитие. Поэтому запросы, разосланные в конце 1724 года, выглядели своеобразными анкетами; на каждый пункт анкеты городские власти должны были ответить с максимально возможными подробностями. Вот, например, как выглядел первый пункт: «Сколь давно и от какого случая или причины и от кого те города построены, каменные и деревянные, или земляные, и от каких причин какими имянами названы, которых языков, и в тех языках те речения не знаменуют ли какого особства».
Получила такую анкету и суздальская провинциальная канцелярия (в то время Суздаль был центром провинции). К сожалению, нам пока не известно, что ответили суздальцы Ф. Санти: в делах провинциальной канцелярии, находящихся во Владимирском областном архиве, следов этой анкеты нет. Возможно, что где-то в других архивах хранится этот очень интересный документ. В архиве Герольдмейстерской конторы имеются однако сведения о том, что какой-то ответ из Суздаля контора тогда получила.
Как бы то ни было, но среди 97 гербов, сочиненных и нарисованных Ф. Санти для российских провинций и городов, присутствует и герб Суздаля.
Еще в 1712 году для военных нужд начал составляться Знаменный гербовник, но в этот сборник суздальский герб сразу не попал, т. к. не было тогда еще полка с названием «Суздальский».
Вот как повествует о возникновении названия «Суздальский полю» Л. Плестерер в «Истории 62-го пехотного Суздальского генералиссимуса князя Суворова полка», изданной в 1902 году:
«...Императрица Екатерина I... в 1727 г. повелела полки селить при городах, и преимущественно пограничных и таких, где хлеб дешевле и обилие леса: это будет содействовать быстроте сборов в случае внезапных и спорых походов и офицерскому надзору над солдатами. Ренцелев полк решено было поставить в Старицу».
«...14 февраля 1727 г. все полки были переименованы и получили название тех провинций, в которых стояли. Ренцелев полк был назван Гренадерским 1-м Тверским (город Старица входил в Тверскую провинцию, ныне - город Калининской области). Полку был дан провинциальный герб».
«...13 ноября 1727 г. полк был назван Суздальским; вместо прежнего герба ему дан новый, высочайше утвержденный 8 марта 1830 года: «птица сокол в княжеской шапке, поле пополам: наверху синее, а внизу красное».
Рисунок и описание герба Суздаля, таким образом, с конца 1727 года проделали путь из мастерской Ф. Санти через Верховный Тайный совет, где их обсудили, через Военную коллегию, куда они попали в мае 1729 года, через собственную его величества канцелярию (Петр II умер, но канцелярия жила) - до знамени Суздальского полка. Базирование полка однако не изменилось.
Утверждение провинциальных и городских гербов для нужд Военной коллегии не означало еще присвоения их непосредственно тем провинциям и городам, для которых они были созданы: герб должен был быть «пожалован». Первым городом, удостоенным чести быть «пожалованным» гербом, стала Кострома (1767 год).
Реформы Екатерины II 1775-1785 годов, направленные на более централизованное управление государством, коснулись и реорганизации управления городами. Внешне оформляя городские привилегии, Екатерина II провозгласила: «Городу иметь герб, утвержденный рукою императорского величества, и оной герб употреблять во всех городовых делах».
При каких обстоятельствах составлялось описание суздальского герба для подачи на утверждение Екатерине II - неизвестно; но только отметив, что суздальский герб «старый», автор описания заменил слова «княжеская шапка» на слова «княжеская корона» - там, где в описании речь идет о головном уборе сокола, В таком виде описание и было утверждено вместе с указом о «пожаловании» 16 августа 1781 года.
Суздальский герб, в отличие от гербов других городов Владимирской губернии, не получил на свой щит изображение льва - символа, принадлежащего гербу Владимира. Этим закреплен период истории, когда Суздаль был городом, независимым от Владимира, и отдается дань уважения древности Суздаля по сравнению с Владимиром.
Несколько слов о коронах и шапках. Под короной подразумевается всегда головной убор или наголовье, служащее признаком известной власти. Форма короны отражает к тому же звание, сан, титул, а иногда и заслуги того лица, которому она принадлежит.
По преданию, в 988 году византийские цари Василий II и Константин IX подарили киевскому князю Владимиру Святославичу по случаю его женитьбы на их сестре Анне головной убор, который получил впоследствии на Руси название «шапка Мономаха». Эта шапка на многие века стала для русских князей (а затем и царей) официальной короной. Первая корона европейского образца была сделана в России в 1724 году для коронации Екатерины I. Такая корона в дальнейшем оставалась символом императорской власти в Российском государстве. В то же время российским князьям и графам был присвоен, по европейским традициям, головной убор, который назывался шапкой. Она представляла собой плоскую круглую подушку из бархата, обрамленную горностаевым околышем или золотым обручем, из которого выходило вверх четыре полудуги, соединявшиеся в центре.
Поэтому, желая отметить, что Суздаль был в древности городом княжеским, в герб ему была помещена княжеская корона-шапка. Там, где на современных рисунках суздальского герба изображается корона с расходящимися от обруча вверх лучами, допускается геральдическая ошибка: такой головной убор называется «античная корона», которая по смыслу и рисунку отличается от княжеской короны-шапки.
Щит суздальского герба окрашен в два цвета, каждый из которых имеет определенный геральдический смысл.
Синим цветом условно обозначались такие качества владельца герба как красота к величие.
Действительно, о красоте Суздаля сказано и написано столько, что добавить буквально нечего. А величавость собора, кремлевских строений, башен и стен монастырей выделяет этот город среди многих его сверстников.
Красным цветом обозначались достоинство, сила и могущество - те как раз качества, которыми обладал Суздаль, будучи центром огромного княжества. Он и сейчас с достоинством держит себя в ряду городов, история которых связана с историей зарождения нашего государства.
Наконец, о соколе. В геральдике птица сокол знаменует собой символ красоты и храбрости. Орнитолог может возразить: птица как птица - хищная, значит, и повадки у нее наступательные, а не оборонительные. Красота же - понятие относительное: павлин, журавль, воробей - каждый из них по-своему красив. И по-своему храбр, заметим.
Почему же все-таки сокол занял в таком случае место в суздальском гербе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать существенное отступление в историю.
В разное время в руки археологов, нумизматов и просто любителей старины попадали странные изображения на различных предметах, относящихся к быту Рюриковичей - киевских князей. Такие «загадочные фигуры» были на кирпичах Десятинной церкви в Киеве, построенной в X веке, на монетах и печатях Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших князьям и их дружинникам. Фигуры были признаны за знак, ставившийся на предметах, являвшихся собственностью рода Рюриковичей. На монете, например, стоит надпись: «Владимир на столе (т. е. на престоле), асе его серебром, - и тут же «фигура».
Загадку сущности знака Рюриковичей пытались разгадать многие опытные специалисты в истории и археологии. Однако мнения их расходились: знак принимали за трезубец, за древний светильник, за якорь, за зашифрованное слово «базилевс» (по-гречески - царь), за птицу, за топор с двумя лезвиями и пр. В конце прошлого века, так и не утвердив более или менее подходящей версии, исследователи отказались как-либо толковать данную фигуру в своих работах. И только в 1968 году историком О.М. Реповым, вновь вернувшимся к знакам Рюриковичей, было сделано замечательное исследование «загадочной фигуры» и предложен смелый вывод: фигура обозначает сокола. Именно сокола - и не сидящего, на парящего, а атакующего, пикирующего на свою жертву сверху вниз. Сокол имеет короткое плотное туловище, большую массивную голову, довольно длинную шею, которая в полете вбирается в плечи, острые и длинные крылья, значительно превышающие длину тела, короткий мощный хвост, оканчивающийся чаще закруглением в виде лопаточки.
Действительно, фигура очень похожа на стилизованный рисунок атакующего сокола.
Образ сокола в былинах Киевской Руси употребляется постоянно, причем всегда термин «сокол», «соколичи» служит для обозначения князей рода Рюриковичей.
В 1876 году С.А. Гедеонов, исследовавший тему «варяги и Русь», сделал суждение о клейме на серебряной гривне, в котором он усмотрел птицу. Эта птица, по его словам, «может быть сокол-рерик».
Исторически известно, что Рюрик выходит из княжеской династии бодричей, западных славян, и через своего отца, бодрического князя Годослава, ведет род от предка, имя которого было Рарог Сокол.
В польском языке балабан (вид крупного сокола, легко поддающегося дрессировке для охотничьих целей) называется Rarog. Имя же «Рюрик» по-польски звучит как «Рурык». Один из вариантов имени «Рюрик» в русских летописях - «Рурик». Есть чешское имя Ререк, польское имя Ририк - оба эти слова от общего дреенеславянского корня. Если добавить, что западнославянский союз племен бодричей называл себя «рарогами» или «рериками», то скорее всего «рюрик» - не что иное, как видоизмененное веками и наречиями западнославянское слово «рарог», означающее «сокол».
Сокол, очевидно, древнейший тотем славянского рода, из которого происходил Рюрик, а на Руси этот сокол превратился в эмблему, символ княжеской власти. Отсюда и появление его изображения (в разных толкованиях средневековых граверов) на монетах Суздальско-Нижегородского, Тверского, Московского, Новгородского и других княжеств. Князь, выпускавший данную монету, вел свою родословную от Рюрика и имел право ставить на монете родовой знак.
Теперь можно вернуться к той анкете, которую в 1724 году Ф. Санти послал в города (в том числе и в Суздаль). Среди вопросов, интересовавших Ф. Санти, был также о том, имел ли город когда-либо герб, и если имел, то как он выглядел, есть ли его рисунок или описание?
Искать где-нибудь в архивах протокол заседания суздальской провинциальной канцелярии, обсуждавшей ответы на анкету, бессмысленно. Но восстановить содержание этих ответов при некотором воображении можно.
Наверняка были вызваны в канцелярию и опрошены старики, особенно такие, которые хранили в памяти какие-то легенды об истории Суздаля.
Наверняка кто-то из этих стариков поведал, что в глубокой старине, когда Суздалем правили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и другие князья-Рюриковичи, знаком города считался сокол. В каком виде - сидящий ли, летящий, - они уже не знали, но то, что был сокол - знали твердо. Такой ответ, по-видимому, и был отправлен Ф. Санти, который расположил на щите фигуру сокола по своему усмотрению.
Можно, конечно, усомниться в том, что легенда о соколе как знаке города продержалась в памяти суздальцев несколько столетий. Но вот примеры, показывающие, что такая память может быть.
В середине XVIII века собирателю сведений об истории города А. Федорову старики-суздальцы рассказывали семейные предания, относящиеся к 80-м годам XV века. Суздальский краевед В.М. Снегирев пользовался для своих занятий историей города сообщениями священников и горожан Ф.Г. Лебедева, А.В. Жинкина, А.И. Устинова и других, которые наряду с семейной хроникой за многие столетия сохранили в памяти и некоторые исторические события, бывшие в Суздале.
Сокол на суздальском гербе - это не только рекорд памяти. Это еще и символ верности людей славному прошлому родного города.
День рождения Суздаля в 2004 году был ознаменован важнейшим событием. Накануне празднования Дня города ведущий специалист Геральдического совета при президенте Российской Федерации Г.В. Калашников вручил Главе города Суздаля свидетельства о регистрации геральдических знаков герба и флага муниципального образования «город Суздаль» - его официальных символов, в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации. Герб муниципального образования является важным геральдико-правовым знаком - главным символом муниципалитета, его прав самоуправления, территориальной целостности и исторической традиции.
Возможно, горожане за круговертью праздничных мероприятий даже и не успели сознать значимость случившегося, ведь всем давно известно, что вольнолюбивая птица сокол была родовым знаком суздальских князей, и два с лишним века суздальским гербом. Что же за необходимость возникла сейчас заниматься вопросами геральдики? Ответ нужно искать в историческом прошлом герба города Суздаля.
История его восходит к большой государственной печати Царя Ивана IV Грозного 1577-78 г.г. На этой печати среди 24 прочих территориальных эмблем была помещена «печать Ростовская» - эмблема Ростово-Суздальского княжества в виде обернувшегося сокола. Позднее, в XVII веке, в качестве «печати Ростовской» стало использоваться изображение оленя.
В 1709-11 г.г., когда по указанию Петра Великого были созданы новые знамена для пехотных и драгунских полков русской армии, на которых изображались гербы тех городов и территорий, по которым были названы полки, для знамен Суздальского и Ростовского полков были разработаны гербы с использованием старинных эмблем: для Ростовского полка - герб, главной фигурой которого служил олень, для Суздальского полка - герб, где в пересеченном лазоревом и червленом поле изображался белый сокол.
В мае 1729 года в ходе первой комплексной гербовой реформы в России герб Суздаля был несколько переработан: сокол вместо белого (серебряного) цвета изображен натуральным и увенчан золотой княжеской короной в знак того, что исторически Суздаль является столицей древнего русского княжества.
В 1778 году указом императрицы Екатерины II была учреждена Владимирская губерния. Вскоре города губернии были пожалованы гербами. В этом же виде без изменений герб Суздаля был высочайше переутвержден 16 августа 1781 года и сохранился до 1917 года.
В ходе большевистской революции 1917 года были отменены многие законы старой России, однако акты о городских и территориальных гербах формально не отменялись - о них просто забыли. На этом основании, с формально-юридических позиций, герб Суздаля сохранял свою легитимность в течение всего советского времени. После 1991 года интерес к созданию гербов и флагов субъектов Федерации, органов местного самоуправления городов значительно усилился. 27 марта 1992 года решением 13 сессии 21 созыва Суздальского городского совета народных депутатов старинный суздальский герб вновь утвержден как герб муниципального образования г. Суздаль.
Для проведения единой государственной политики в области геральдики Правительством России была создана, а фактически восстановлена геральдическая служба, в сферу компетенции которой вошла и территориальная геральдика. В 2003 году администрация города Суздаля представила в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург) проекты герба и флага муниципального образования «Город Суздаль» для геральдической экспертизы. Она выявила недостатки герба, утвержденного в 1992 году. Необходимо было изменить форму короны, изобразив ее именно как княжескую. Корона (главная уникальная реликвия суздальского герба), на гербе 1992 года дана была с искажениями, не являлась княжеской и соответственно не указывала на старинный столичный статус Суздаля. А это требование является строгим.
Кроме того, в качестве пожелания специалисты по геральдике рекомендовали изобразить сокола более натурально, приближенно к изображению настоящего сокола, так как изображаемая на гербе птица (ровно, как и в версии XVIII века) скорее прочитывалась как голубь. Желательно было дать расцветку сокола предельно близкой к натуральной. Замечания были учтены. В результате геральдические знаки (герб и флаг) муниципального образования «Город Суздаль» внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.
Положения о территориальных гербах приняты уже более чем 500 муниципалитетах России. Во Владимирской же области лишь в Суздале символы официально зарегистрированы в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.
Так уж устроен человеческий разум, что люди стремятся наделить герб определенным смысловым толкованием, хотя, в принципе, геральдические знаки не имеют символического значения - их задача визуально обозначать владельца (в данном случае город) с помощью геральдических средств: фигур и полей щита. Герб исполняет ту же функцию, что и название - он обозначает своего хозяина. Поля и фигура герба играют ту же роль, что буквы в названии и не несут смысловой нагрузки. Но обычная практика нередко противится строгим формально-геральдическим правилам, символику можно толковать так. В суздальском гербе имеется один элемент, имеющий строгое и вполне четкое смысловое значение - это венчающая сокола княжеская корона, указывающая на древнее достоинство Суздаля как столичного города старинного русского княжества. Изображение сокола можно трактовать как символ красоты суздальской земли и ее столицы - города Суздаля и храбрости ее жителей. Цвет полей герба толкований не имеет.
Прекрасен и романтичен геральдический символ Суздаля - готовый взлететь сокол. Высокий и славный полет ждет его над просторами родного Ополья.
Для справки:
Флаг Суздаля: Прямоугольное полотнище с отношением высоты к длине 2:3, состоящее из двух равновеликих горизонтальных полос синего (вверху) и красного цветов: в центре полотнища - фигура из герба города Суздаль: обращенный от древка и обернувшийся бурый сокол с желтыми глазами и лапами, увенчанный желтой княжеской короной.
Герб Суздаля: В пересеченном лазоревом червленом поле обращенный обернувшийся сокол натуральных цветов (негеральдического бурого цвета) с золотыми глазами и лапами, с воздетыми вправо крыльями и увенчанный золотой княжеской короной.
Суздаль | Герб города Суздаля