Упадок Суздаля и подчинение его Москве
Суздаль | Варганов А.Д., «Суздаль», 1957 год
В 1237-1238 гг. над Русью разразилась страшная гроза - нашествие монголо-татар. Эта гроза не миновала и Суздаля. Зимой татары под предводительством хана Батыя, разбив владимирскую дружину под Москвой и пленив сына великого князя Владимирского Владимира, 3 февраля осадили город Владимир, одновременно направив большой отряд к Суздалю. Суздаль был сожжен и разграблен. Часть населения разбежалась, не успевшие скрыться были пленены, а часть перебита.
Основная владимиро-суздальская армия под предводительством великого князя Юрия в это время находилась на реке Сити, поджидая подкрепления со стороны юрьевского Святослава и переславского Ярослава. Бой на Сити был кровопролитен. Ярослав не оказал помощи своему брату. Дружина Юрия была разбита, сам он пал на поле брани. Своей изменой Ярослав помог татарам, за что и получил от хана-победителя великое княжение Владимирское. Суздаль достается князю Святославу Всеволодовичу.
Разбежавшееся население постепенно стало возвращаться в Суздаль. Восстанавливаются жилые строения. По повелению Александра Ярославовича (Невского) в 1240 году строятся новые монастыри - Александровский, получивший название «Великой лавры», и Васильевский.
После татарского нашествия Владимирский великокняжеский стол утрачивает свою реальную силу, титул великого князя становится почетным званием, за который борются князья. Суздаль превращается в центр церковной духовной жизни.
После смерти Ярослава Суздаль достается его сыну Андрею, который и считается родоначальником суздальских удельных князей. Андрей Ярославович, проявивший явное неподчинение золотоордынскому хану, в 1250 году должен был искать убежища в Швеции. Однако при содействии своего брата Александра Невского был помилован ханом и в 1256 году, возвратившись на Русь, получил обратно Суздаль, которым и владел до смерти. К этому времени нужно отнести основание Андреевского монастыря в Суздале, расположенного напротив Александровского, на другой стороне реки Каменки.
В 1257 году татары переписали все население Суздальщины и обложили его данью. Для сбора дани были учреждены специальные пункты, получившие в народе название «баскаки».
Непосильное бремя и тяготы татарской неволи и грабежа вызвали недовольство и привели к восстаниям. Так, в 1262 году вспыхнуло большое восстание, охватившее Ростов, Суздаль, Ярославль и Владимир. Восставшие избили ордынских сборщиков и выгнали их из своих областей. Княживший в это время Александр Невский был вынужден ехать в орду «отмаливать люд от беды».
Со смертью Андрея правление Суздалем досталось его детям – Юрию, Михаилу, а затем младшему Василию. В конце XIII века Суздаль неоднократно подвергался опустошениям татарскими полчищами. Так, в период борьбы Андрея Городецкого с Дмитрием Александровичем Переяславским за великое княжение Владимирское Андрей пришел с татарской ратью (Кавгадыя и Алчедая) и, заключив союз с ярославским и ростовским князьями, в 1281 году подверг разорению Суздаль. В 1293 году через Суздаль прошла рать Дюденя, разорив попутно с ним Владимир и Юрьев.
С возвышением и усилением московского княжества суздальские князья все больше и больше теряют свою независимость. Сын Василия Андреевича Александр (1304-1332 гг.) уже участвует в 1327 году в походе великого князя Московского Ивана Калиты на Тверь, а в 1329 году он ходил к Пскову для поимки тверского князя Александра.
В 1332 году московский князь Иван Данилович получает великое княжество Владимирское.
Возрастающее влияние Москвы и ее политика централизации заставили суздальского князя Константина Васильевича отдалиться от растущего и влиятельного соседа. В 1350 году он перенес столицу из Суздаля в Нижний Новгород на Волгу.
За Суздальско-Нижегородским княжеством в то время сохранялась еще довольно большая территория: все Поволжье от Юрьевца до Суры, побережье Оки от Бережца до Нижнего Новгорода. Суздаль вновь уступает свое политическое значение и первенство младшему городу Нижнему Новгороду, обращаясь в форпост - военно-стратегический пункт на границе с Московским княжеством.
К этому времени относится строительство двух крупнейших монастырей-крепостей около Суздаля: Спасо-Преображенского и Покровского. Строительство этих монастырей в середине XIV века приписывается Борису и Андрею Константиновичам.
Великое княжение Владимирское, переходящее неоднократно из рук в руки, в 1362 году наконец было передано московскому князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). Занимавший в это время великое княжение князь Дмитрий Константинович Суздальский был изгнан из Владимира и Суздаля. Но вскоре состоявшаяся, в 1366 году, женитьба Дмитрия Донского на дочери Дмитрия Суздальского Евдокии помирила их. Дмитрий Суздальский при помощи зятя Дмитрия Донского занимает Нижний Новгород, прогнав оттуда своего брата Бориса в Городец, отдав Суздаль своему сыну Василию Кирдяпе.
Эта внутренняя борьба между князьями ослабляла в значительной мере силы княжества и подготовляла подчинение его Москве.
В период правления Дмитрия Константиновича художественная культура в Суздале была на большой высоте. Высокого мастерства достигает ювелирное искусство. Сохранившийся ковчег, относящийся к 1383 году, сделанный, как видно из надписи, «по заказу Суздальского архиепископа Дионисия в Суздале при князе Дмитрие Константиновиче», украшенный чернью со сканью и эмалью сложными композициями, расположенными в 16 круглых и 4 полуциркульных клеймах, является памятником высокохудожественной работы. Суздальский монах Лаврентий в 1377 году заканчивает свою знаменитую летопись «Повесть временных лет». В этот же период в Суздальском монастыре строится каменное здание Спасского собора.
В 1392 году московский князь Василий Дмитриевич получает от хана ярлык на Нижегородское княжество. Сидевший там Борис Константинович был выслан в Суздаль, где и умер в заточении, а племянники его Василий Кирдяпа и Семеон были лишены Суздаля и получили Шую (в дальнейшем они явились родоначальниками князейбояр Шуйских).
Так кончило самостоятельное существование Суздальско-Нижегородское княжество.
В своем завещании в 1425 году великий князь московский Василий Дмитриевич уже без оговорок называет Нижний Новгород «своим промыслом». Однако суздальцы не хотели склонить свою голову перед Москвой. Борьба за самостоятельность и былую славу Суздаля продолжалась в течение всей первой половины XV столетия. Последняя попытка восстановления не только политической власти суздальских князей, но и старой территории княжества относится к 1445 году.
Весной 1445 года казанский царь Улу-Мухамед осадил Нижний Новгород, послав своих сыновей Мамутека и Якубу к Суздалю. Предупрежденный о попытке набега казанского хана московский великий князь Василий с немногочисленным отрядом расположился своим станом около Суздаля на реке Каменке. 6 июля татары, перейдя реку Нерль, схватились с русской ратью в 1500 человек. Не придавая значения боковым флангам татарского войска, князь Василий ворвался в середину татарского полчища и успешно потеснил его. Примененная татарами хитрость удалась. Русская рать была окружена и разбита немногочисленным татарским войском, а князь Василий попал в плен. Татары разграбили и выжгли окружающие Суздаль села, а также часть самого города, в том числе погорел и собор.
Пленение великого князя московского привело к захвату власти в Москве князем Галицким Дмитрием Шемякой.
Воспользовавшись этим, суздальские князья Василий и Федор Юрьевичи (внуки Василия Кирдяпы) заключили договор с Шемякой на восстановление былой самостоятельности Суздальского княжества и его старых границ.
Эта попытка суздальских князей восстановить старые права Суздальского княжества успеха не имела. Потерпевший поражение Шемяка в 1450 году был отравлен подкупленным московскими боярами поваром Поганкой и умер в Новгороде. Суздальские князья вынуждены были смириться.
С окончательным подчинением Москве, раздробившись на несколько мелких родов, суздальские князья как бы растаяли в многочисленных кругах московского боярства. Суздаль становится рядовым городом Московского государства и оказывается в стороне от той бурной политической и хозяйственно-экономической жизни страны, которую возглавила Москва.
В конце XV и начале XVI вв. Суздаль уже считается в числе «замосковных» городов, а его крупнейшие монастыри превращаются в место ссылок представителей старых раздробленных княжеских и боярских родов, вставших в оппозицию политике централизации Москвы.
Одним из популярных мест заточения становится Суздальский Покровский женский монастырь. Ссылки женщин, замешанных в политических делах своих мужей или принимавших активное участие в «делах московских», не прекращались в течение всего XVI века. В связи с этим начинается рост хозяйственно-экономической базы монастыря, пополняемой за счет поступающих вкладов земельных владений или за счет ссыльных и их завещаний. Вместе с этим растут и материальные ценности. Драгоценные вклады из золотых и серебряных вещей, ювелирные изделия, расшитые шелками, жемчугами и камнями ткани, пелены и покровы наполняют монастырскую сокровищницу.
Вновь начинается каменное строительство. Покровский монастырь один из первых заменяет свои деревянные церковные, и монастырские здания каменными. Его примеру следует Спасо-Евфимиевский монастырь.
В 1528 году надстраивается кирпичом здание древнего городского собора, строится собор Ризположенского монастыря. Появились свои иконописцы, чеканщики, серебрянники и т. д. Правящий суздальской епархией архиерей получает звание архиепископа.
Царь Иван IV Грозный часто навещает Суздаль, особенно его Покровский монастырь и архиерейский дом, в котором к его приезду суздальский епископ Афанасий (князь Палецкий) в 1559 году сооружает церковь Благовещения с каменной трапезной палатой.
Панорама многочисленных деревянных церковных зданий Суздаля в XVI веке пополнилась прекрасными по архитектуре каменными монастырскими зданиями.
Суздаль превращается в центр церковно-религиозного просвещения и духовной жизни.
В 1565 году Суздаль в числе многих городов был взят в «опричнину». Черноземная полоса Суздальского ополья, как хлебородная житница, целиком отходит в новое опричное государство Ивана IV.
Читать далее: Сложение планировки Суздаля