Суздаль в XVIII-XIX вв.

Панорама Суздаля

Восемнадцатый век в истории Суздаля начинается новыми страницами. Реформы Петра I, направленные на ограничение хозяйственно-экономической деятельности монастырей и церквей, вызвали недовольство в церковной среде.

В 1698 году в Покровский монастырь под именем монахини Елены была выслана царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. Оскорбленная новым положением, она привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который ставил своей задачей низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти.

В 1718 году эта группа, тесно связанная с царевичем Алексеем, была арестована по указу царя. Начавшееся следственное дело в Преображенском приказе перекинулось в Суздаль. Суздальские архиерейские служители, монастырские попы, дьяки и городские ландраты (полицейские) начинают запутывать свои связи с Евдокией.

В июле 1719 года вспыхнул большой пожар. Пожар начался с Кремля, перекинулся на Посад и уничтожил все деревянные строения, жилые дома, церкви и городские укрепления. Пламя проникло внутрь каменных палат и соборного здания. Суздальский историк, ключарь собора Ананий Федоров, сообщает, что все архивные документы, даже хранившиеся в каменной палате с толстыми стенами, сгорели без остатка.

Надо полагать, что этот пожар явился следствием и концом «Суздальского розыскного дела», связанного с Евдокией Лопухиной.

Недальновидные суздальцы с глубоким сочувствием относились к ссыльной царице Евдокии, которая не менее их верила в возврат канувших в вечность «счастливых» старых времен.

В это время Суздаль и его округа утопали во тьме невежества и безнравственности. Школ не было. Читать и писать учились у духовенства, которое в этом отношении шло далеко впереди простого народа.

И только в 1714 году в Суздале была учреждена первая школа цифири, в которую из Москвы был назначен учитель, а в 1723 году в силу «Духовного регламента» Петра I была основана духовная семинария, влачившая на первых порах жалкое существование. Семинария не «мела определенного места, а поэтому в течение первой половины XVIII века в ней несколько раз прекращались учебные занятия.

В этой семинарии учился сын суздальского протопопа Ивана Стефанова Дмитрий Иванович Виноградов, друг М. В. Ломоносова, - химик, первый изобретатель русского фарфора.

В числе первых реформ в 1708 году правительство Петра I учредило новый административный порядок, согласно которому Россия была разделена на 8 губерний. Суздаль назначался уездным городом Московской губернии, а на следующий год - при разделении Московской губернии на девять провинций - он стал центром отдельной провинции - Суздальской.

В 1711 году провинциальный город Суздаль имел посадских и нищенских дворов 452, кузнецких - 45, пустых дворов - 31, купцов гостинной сотни - 5, подьячих - 16 и двор архитекторского ученика Куприянова - 1, заплечных дел мастеров - 2 двора, приставников, - 2 двора, а всего 540 дворов.

На жизни города отразилось строительство новой, северной столицы - Петербурга. Для его заселения из Суздаля было выделено пять посадских дворов, а монастырям запретили каменное строительство до возведения ими в Петербурге, на Васильевском острове, новых каменных домов их собственными силами и средствами. Кроме того, Северная война, потребовавшая мобилизации мастеровых людей на государственное строительство в Таганрог и Воронеж, лишила монастыри рабочих рук.

Однако, несмотря на это, церковное строительство в Суздале не прекращалось. Старые, обветшавшие деревянные приходские церкви заменялись каменными. Преобладающее количество каменных церковных зданий строится на торговом Посаде.

Разбогатевшие посадские люди - купечество, «приходные люди» - принимают активное участие в церковном строительстве. За весь XVIII век в Суздале на Посаде и в слободах было выстроено 23 каменных церкви, т. е. все деревянные здания XVII века были заменены каменными.

Купечество Суздаля в середине XVIII века составляло 1640 человек. Из них немалая часть была «богатством, средствами даже убога», а многие занимались больше огородами. В своих торговых делах они встречали сильную конкуренцию помещичьих и дворовых крестьян и самих помещиков.

Недовольные купцы писали правительству, что в Гавриловской слободе (Суздальского уезда) на торжках дворцовые крестьяне торг производят всякими товарами, в том числе и шелками, «а купечество не допущается...» На торжках в селах Тейкове, Иванове, Дунилове крестьяне покупают на значительную сумму холста, пестряди, сукна, понитки и отвозят «большими статьями к портам и в сибирские города, и в прочие отдаленные ярмарки, а оттуда привозят немецкие шелковые и сибирские товары и продают их статьями и в розницу, а купечеству чинят остановку».

В своем наказе депутату купцу Матвею Ивановичу Бибанову, посланному от Суздаля в комиссию о сочинении проекта нового уложения, купцы просили: «чтобы крестьянство от того торгу всячески отвратить и повелеть их свое рукоделие, т. е. пашню пахать, а торгующих крестьян повелеть записывать в купечество, чтобы помещики «сожалели оных», и через то избавимся от своей бедности и стыда от счастливых европейских купцов». Суздальское дворянство было малоземельно. В своем наказе, доставка которого была поручена воеводе графу А. И. Толстому, они жаловались на частые порубки леса крестьянами, на пожатый или потравленный, потолоченный или сожженный хлеб на корню и сенные покосы. Оно просило правительство по их жалобам «скорее чинить произвождение... и без волокиты». Злодеев (крестьян), подлежащих смертной казни, отсылать в Нерчинск на работу и на поселение. Крестьянам же, «причиняющим злодеяния, смертные убийства своим помещикам и надругательства, и таковым злодеям приумножить истязания и поделом их достойного воздаяния».

Наказ суздальского дворянства в общем сводился к просьбе усилить наказания крестьян за «порубку лесов и потравы пашен» и размежевать земли.

Все эти «нужды» в основном показывают сложившиеся к тому времени взаимоотношения между купцами, помещиками и крестьянами.

Еще более острые противоречия во взаимоотношениях складываются в монастырских вотчинах: крестьяне, задавленные гнетом поборов и бесчинствами дьяков и старост, выражают явный протест против действий монастырской администрации. Так, в 1730 году из вотчины Спасо-Евфимиева монастыря монастырские сборщики были изгнаны. В 1761 году крестьяне восстали в с. Федоровском.

Социальные противоречия в значительной степени обострились после реформы 1764 года, когда Екатерина II отобрала у монастырей часть землевладений с крестьянами и передала их в Коллегию экономии, откуда они щедрой рукой раздавались дворянству.

Усилившаяся эксплуатация привела к бегству крестьян в Симбирский и Пензенский уезды, на Яик, в лагерь восставших под руководством Емельяна Пугачева. В 1770 г. из вотчин суздальских монастырей сбежало более 2000 человек.

К этому времени относится организация специальной государственной тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, обновить которую выпало на долю пойманным вотчинным крестьянам, принимавшим участие в восстании Емельяна Пугачева.

К концу XVIII века заканчивается сложение архитектурного ансамбля города Суздаля. Старые деревянные церковные здания заменяются каменными. Появляются каменные купеческие дома. Они белеными фасадами выделяются отдельными пятнами среди серых деревянных домов, простых горожан. Вогнутые шатры колоколен - искусство суздальских зодчих, разнообразной формы главки, завершающие церкви и как бы взлетающие вверх, украшали и разнообразили силуэт старинного города.

В 1788 году правительством Екатерины утверждается новый план города, расчерченный строгими прямоугольными кварталами и прямыми улицами. Понятие «город» значительно расширяется, в него уже входит не только старое, основное ядро - Кремль Суздаля и его Посад - Острог, окруженные земляными «иррегулярными крепостными валами», но и монастыри с их старыми ремесленными слободами, большая часть жителей которых уже была приписана к Посаду, а слободы получили названия «предместий».

Торговля производилась в деревянном Гостинном дворе, в котором размещалось 138 лавок, кроме того, при домах мелких торговцев имелось еще 26 лавочек. Из промышленных предприятий в городе имелись небольшие заводы: 17 кожевенных, 3 кирпичных, 7 солодовенных и одна шелковая фабрика.

Под древним земляным валом и при въездах в город при дорогах располагалось 14 кузниц, а на перекрестках городских улиц, занимая видные места, стояло 12 питейных домов-кабаков. Среди этих низеньких, деревянных построек высились 34 приходские церкви и 4 монастыря - Спасо-Евфимиевский, Покровский, Ризположенский и Васильевский.

Главная улица, ведущая из Кремля на торговую площадь, была покрыта деревянным настилом - мостовой. Сама торговая площадь с огромными деревянными рядами во избежание грязи была поднята на высокие ряжи с деревянным бревенчатым настилом. Множество кривых улиц, переулков и тупиков, непролазных в осеннее и дождливое время, причудливой сетью покрывало старый посад. Они сходились в местах бывших ворот Острожного вала и вновь расползались в разные стороны к монастырям и предместьям.

Названия улиц обычно происходили от фамилий или прозваний богатых, зажиточных людей, проживающих на улице, или от церкви, к которой или мимо которой шла улица. Так, от фамилий купцов получили свое название переулки: Лужнов, Лыков, Мыльников, Изюмов, Пухов, Козловитин, Орехов и др. От церквей получили название улицы: Никольская, Варварская, переулки: Цареконстантиновский, Воскресенский и др., уже не существующие.

Осуществляя екатерининский план переустройства города, суздальцы начали строительство с прокладки большой улицы от Владимирской до Ярославской заставы. Вновь строящиеся дома Пинаихи (ул. Ленина до моста) ставились в одну линию до реки Каменки, через которую был построен мост, выводивший на Посад. Здесь, ликвидировав путаную сеть улиц и тупиков, большая улица была продолжена до Воскресенской церкви. Затем несколько повернув к северо-западу, прорезав на своем пути кладбище, острожный вал и овраг «Нетеку», через который был устроен деревянный мост, она соединилась около Ризположенского монастыря с Ярославской дорогой. Так образовалась теперешняя улица Ленина. На обоих концах этой улицы были поставлены каменные обелиски-заставы.

Другой улицей, проложенной по плану 1788 года, является Васильевская. В начале этой улицы от Воскресенской церкви был ликвидирован огромный путаный лабиринт мелких улиц и переулков, покрывавших в этом месте Посад. Новая улица, прямая и широкая, была ориентирована на восток, к Васильевскому монастырю. При выходе из Посада она прорезала старый острожный земляной вал и овраг «Гремячку», пересеченный в этом месте земляным мостом, строительство которого привело к образованию прудов в северной части оврага. Таким образом Старый Нижегородский тракт был благоустроен.

В 1796 году была учреждена Владимирская губерния, Суздаль «определен» в уездный город. Утверждается древний герб города, изображающий белого сокола на синем фоне. Правящая церковными делами епархия была переведена в новый губернский город Владимир. Последний суздальский архиерей епископ Виктор в 1799 году покинул город.

Огромное здание Архиерейских палат было передано для размещения в нем Духовной семинарии с учреждением «Бурсы», т. е. общежития для «казеннокоштных учеников». Это нововведение вызвало большие переустройства в здании. Кроме того, многие помещения, которые не могли быть заняты под семинарию, были захвачены разными учреждениями. Северная часть здания, в которой помещался роскошный вестибюль архиерейского дома, была обращена в квартиры соборного духовенства. Хозяйственные склады и кладовые архиерейского дома, были переданы в аренду суздальскому купечеству и использовались под склады товаров. Все эти приспособления исказили до неузнаваемости архитектурный облик древнейшего здания роскошных палат суздальских иерархов.

Суздальские патриоты бережно относились к находящимся в помещениях палат предметам. Так, в палатах со времени их постройки и до сих пор сохраняются расписные изразцовые печи. Суздальцы-старожилы памятуют о замечательных людях, когда-то обучавшихся здесь. Не изгладились из памяти имена Д. И. Виноградова - крупнейшего русского химика и первого изобретателя русского фарфора, М. М. Сперанского - крупнейшего общественного и политического деятеля начала XIX века и др.

Ставший уездным городом, Суздаль начинает обогащаться новыми каменными сооружениями. Так, в 1806 году вместо старых деревянных торговых рядов, по проекту губернского архитектора Алексея Вертинского, было начато строительство нового, каменного Гостиного двора, окруженного роскошной галереей на парных классических колоннах с перекидными арками. В центре фасадной части устраиваются высокие портальные ворота, завершенные шпицем, увенчанным позолоченным соколом, гербом древнего великокняжеского города Суздаля. Строительство нового Гостиного двора было закончено в 1811 году. Это было первое в городе здание в стиле «Ампир», поставленное посередине главной городской, уже мощенной булыжным камнем площади.

Отечественная война 1812 года, поднявшая всю Россию на защиту Родины, всколыхнула тихую и мирную жизнь Суздаля. Наборы в ополчение, пожертвования на армию, упадок торговли и т. п, - все это тяжело отразилось на жизни города.

Неизгладимое впечатление в памяти суздальцев оставило следующее событие. Один из полков русской армии, сильно пострадавший после Бородинского сражения в 1812 году, был отведен на отдых и для пополнения в город Суздаль. Его лагерь был разбит между Всехсвятским (ныне Знаменским) кладбищем и городом на широком лугу. В полку было много тяжело раненых и увечных солдат и офицеров. Умирающих хоронили на этом кладбище в братских могилах, около которых товарищами по полку была посажена березовая аллея. Похороны защитников Родины всегда сопровождались большим скоплением горожан и солдат, патриотическими речами и салютами. В настоящее время аллея уже не существует, но братские могилы сохраняются в виде трех больших курганов.

Война, непосредственная близость и общение с ее участниками усиливали патриотизм суздальцев. Существует предание, что движимые патриотическими чувствами суздальцы дали обещание в честь победы над Наполеоном соорудить в центре города величайший памятник Победы.

Отечественная война 1812 года была закончена полным разгромом французской армии. Русские войска под командованием Кутузова изгнали врага и освободили Родину от захватчиков.

В 1813 году под руководством крестьянина камена Кузьмина суздальцы приступили к исполнению своего обещания - закладке огромной колокольни при Ризположенском монастыре, расположенном в центре нового города. Строительство колокольни было закончено в 1819 году.

Ризположенская, или, как ее называют в Суздале, Преподобенская колокольня - своеобразный памятник архитектуры. Она выполнена в стиле «Ампир» - четырехъярусная с колоннами. Уменьшающиеся кверху ярусы усиливают перспективу и придают колокольне стремление ввысь. Верхняя часть ее, завершенная одиннадцатиметровым шпилем с крестом, как бы теряется в высоте. Фасады здания были окрашены в охру с выделением колонн, пилястр и карнизов белым цветом. Высота колокольни около 65 метров.

Преподобенская колокольня является не только памятником победы, но и символом нового города, объединившего в себе как старые части - Кремль и Посад, так и новые - присоединенные к городу монастыри с их древними слободами и предместьями. Эта колокольня перенесла композиционный архитектурный центр города на новое место и несколько нарушила силуэт древнего города. Преподобенская колокольня фото

Примерно к этому же времени относится сооружение здания для общественных торговых весов на площади, так называемой Таможни. Здание ломбарда построено в стиле николаевской эпохи: с широкими аркадами и лестницами. Фасады разделаны сплошными рустами наподобие столичных зданий. Посредине этого здания был устроен проезд-ворота на внутренний двор. Позднее западную часть здания надстроили и приспособили под городское училище.

В 1834 году строится здание «Присутственных мест», в котором особое отделение было предназначено для полицейского управления с тюремными казематами. По своей архитектуре оно принадлежит к типовым казенным домам того времени.

Разбогатевшее купечество тоже вносит вклад в строительство города. Купец В. М. Блохин на свои средства сооружает здание богадельни, получившее название Блохинской. Архитектура его выдержана в классическом стиле первой половины XIX века. Прекрасный портик с массивными колоннами, резное оформление деревянных боковых крылец, карнизы, сферическое завершение церкви и ее трибун, а также план самого здания являются характерными для развитого, хотя и провинциального, неоклассического стиля первой половины XIX века. Купцы Жинкины, Жилины, Назаровы, Грязновы, Фирсовы и др. интенсивно застраивают новую большую Ярославскую улицу каменными домами, разнохарактерными в архитектурном отношении.

Суздальская городская управа в середине XIX века построила на Большой улице здания Вихревского женского приюта, Шишкинского приюта для сирот-мальчиков и школы и здания Суздальской уездной земской управы.

Административное руководство городом принадлежало городской думе и ее исполнительному органу - городской управе во главе с городским головой, двумя членами городской управы и секретарем. Этот «избранный» орган состоял из крупных купцов города. Городская управа помещалась в каменном двухэтажном доме в Кремле. Рядом с городской управой располагался деревянный пожарный двор с сараем для инвентаря. Ныне существующее здание с каланчой было построено в 1890 году. Для народных гуляний был открыт Городской сад, на месте которого ранее находились соляные амбары.

Так постепенно Суздаль приобретает черты дошедшего до нас города.

Жители Суздаля, главным образом мещане, занимались исключительно огородничеством и садоводством.

Начало садоводства в Суздале было положено с древнейших времен. Имеется предание, что еще в XI веке Владимир Мономах привез с юга на суздальский чернозем вишни, и с тех пор в суздальской земле появился свой местный сорт вишни. Владимирская и Суздальская вишни действительно славились по всей округе.

Изобильные урожаи вишни приносили большие доходы суздальцам. Вишневый сок, выжатый в специально изготовленных станках, отправлялся в бочках на ликерные заводы Москвы. Суздальский хрен, ароматный, душистый и крепкий, доставлялся в Петербург для царского стола и вывозился за границу.

Суздальцы сумели вывести и свои местные сорта яблок. Так, Семеновка, Зеленовка, суздальские Анис, Антоновка, Боровинка, Белый валив, выращенные в местных садах, являются излюбленными сортами горожан. Фамилии таких садоводов, как Кувшинниковы, Пуховы, Светильниковы, Ждановы и др. были известны далеко за пределами Владимирской губернии.

Суздальцы занимались и художественно-ремесленным производством. Высокого мастерства в чеканке серебра достигли суздальские кустари Шерстневы, Жилины, Ананьины, Шершенины, Хохряковы. Работы чеканщика М. П. Шерстнева демонстрировались на Парижской выставке. Иконописцы Егоровы, Хлебниковы, Обменины и др., резчики по дереву Лукичевы, Курбатовы выполняли самые сложные ажурные работы в любом стиле. Все они работали по заказу, церкви. Благодаря высокому мастерству, внутреннее убранство суздальских церквей, особенно стенная роспись и резные иконостасы, по художественному исполнению превосходило многие столичные храмы.

Сохраняя старые традиции, передававшиеся из рода в род, из поколения в поколение, процветало и златошвейное искусство и специальное тканье узорчатых холстов и скатертей. Суздальская строчка до сих пор характеризуется тончайшей высокохудожественной работой.

Все эти виды искусств существуют и до сих пор в селах (б. Суздальском уезде) Палехе, Мстере и Холуе. Они сохраняют свою ювелирную технику и формы выражения, заменив старое содержание новой, современной тематикой.

Читать далее: Суздаль в конце XIX - XX в.

Суздаль | Варганов А.Д., "Суздаль", 1957 год