Дорога Владимир Суздаль

Жителям города и района хорошо знакома дорога Владимир-Суздаль. Но можно с уверенностью сказать, что многие из проезжающих по ней не знают историю ее возникновения. Отрывочные сведения имеют, пожалуй, лишь люди старшего поколения, помнящие рассказы отцов и дедов.

Давайте познакомимся с историей создания этой дороги. Ее строительство завершилось в памятном для суздальцев 1913 году, когда город посетил последний русский царь Николай II.

До 1913 года прямого пути от Владимира до Суздаля не было - там, где сейчас пролегает известная нам дорога, лежали привольные поля, на которых колосились рожь, пшеница, вызревали озимые и яровые хлеба.

Жители города и уезда до губернского центра добирались двумя путями. Один из них шел по правому берегу Нерли, вниз по ее течению от села к селу - до Боголюбова. По этой проселочной дороге, летом на телегах, зимой на санях, а то и пешком, в любую погоду, люди добирались до Боголюбова монастыря, потом выходили на Нижегородский тракт - и по нему добирались до Владимира. Вторая проселочная дорога во Владимир проходила через села и деревни в западной части уезда.

Село Батыево Суздальского уезда Старая дорога из Владимира в Суздаль проходила через ныне исчезнувшее село Батыево.

Но вот в жизни Российского государства приближается 1913 год, год юбилейный - исполнилось 300 лет царской династии дома Романовых. В трудном, тяжелейшем для русского государства 1613 году Земский Собор в Москве избрал на престол Михаила Федоровича Романова. Русский народ под руководством национальных героев Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского нашел в себе силы и изгнал со своей территории иностранных интервентов, спас Родину от порабощения. Избранием нового царя в истории русской земли завершилось страшное смутное время.

... Царь Николай II со своим семейством, многочисленные родственники, близкое окружение царя решили в 1913 году широко отметить юбилей. Была создана государственная комиссия по организации празднования, выпущен юбилейный рубль с соответствующей надписью. Кроме всего этого, царь выразил желание посетить в юбилейном году несколько древних русских городов, в том числе и Суздаль.

Но когда праздничная комиссия приступила к рассмотрению маршрута поездки в наш город, тут выяснилось, что проехать в Суздаль не так просто - нет приличной дороги.

Планировалось, что царский поезд подойдет к перрону Владимирского вокзала, а здесь царь, его семья и свита продолжат поездку в легковых автомобилях. Но для такого изысканного транспорта грунтовые дороги с их ямами, ухабами, колдобинами являлись непроходимыми. Поэтому и было принято решение о срочном строительстве дороги с твердым покрытием.

В сжатые сроки была намечена трасса будущей дороги. Отдельные участки ее были сданы подрядчикам - и работа закипела. Тысячи крестьян с подводами, с необходимым инвентарем, в течение двух с лишним лет трудились, бесплатно - по гужевой повинности.

Дорога, протяженностью примерно 30 километров, прошла мимо села Суходол, через Борисовское, Павловское и вошла в Суздаль через Владимирскую заставу. Полотно дороги было покрыто камнем - булыжником.

Многие жители города и района еще помнят ту дорогу: по ней тряслись первые небольшие пассажирские автобусы.

В пятидесятые годы, когда в Суздаль хлынул поток отечественных и иностранных туристов, эту дорогу реконструировали. Кое-где ее подняли, где-то выпрямили (теперь она не проходит через Борисовское), камень-булыжник сняли, полотно покрыли асфальтом. Вот по этой обновленной и более широкой дороге мы теперь и ездим.

Суздаль | История Суздаля | История создания дороги Владимир-Суздаль