Фотографии Суздаля Прокудина-Горского
Суздаль | Старые фотографии Суздаля 1912 года | Фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Будучи новатором цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944), объехав в начале XX века с фотоаппаратом значительную часть России, летом 1912 года запечатлел для потомков и достопримечательности города Суздаля. На этой странице все известные нам 22 снимка из этой серии расположены по точке съемки, с юга на север города.
Дмитриевская церковь и фотографии с ее колокольни
Дмитриевская церковь с колокольней.
Дмитриевская церковь в Суздале была разрушена в начале XX века и до наших дней не сохранилась. Она располагалась на высоком берегу реки Каменка, в Юго-Западной части города. Сейчас, примерно на этом месте стоит Преображенская церковь музея деревянного зодчества. Ниже вы можете видеть три фотографии Прокудина-Горского сделанные им с колокольни Дмитриевской церкви.
Вид на Борисоглебскую церковь с колокольни Дмитриевской церкви.
С колокольни Дмитриевской церкви, хорошо была видна высокая, величественная церковь Бориса и Глеба. Она стоит на холме в окружении низких деревянных домиков бывшей Борисоглебской стороны и выделяется красно-белым орнаментом и архитектурным стилем барокко. Место, на котором она стоит, в древности было занято Борисоглебским монастырем, время его основания неизвестно.
Из Дмитриевских ворот кремля через Каменку, мимо деревянных укреплений Борисоглебского монастыря шла дорога на Владимир. В воротах, завершенных изображением всадника на коне, день и ночь стояла стража, проверяя входивших и въезжавших в кремль, осматривая возы крестьян, направляющихся из близлежащих селений на городской торг.
Исторических сведений о Борисоглебском монастыре почти нет. Известно только, что впервые он упоминается под 1578 годом в «царской жалованной грамоте» Суздальскому епископу Варлааму. Известный знаток Суздаля А.Д. Варганов считал, что монастырь просуществовал до XVIII века и был упразднен в 1764 году.
Каменная церковь в честь князей Бориса и Глеба построена безымянными суздальскими мастерами-каменщиками в 1747 году — это единственный памятник города, где наиболее ярко отразились формы барочной архитектуры XVII—XVIII веков, когда стремления к вычурности и сложному украшательству достигли Суздальской земли. В плане Борисоглебская церковь представляет собой мощный восьмигранник, увенчанный барабаном с главой в виде удлиненного шлема и поставленный на четверик основания. Все здание храма отличается простотой, мощными пропорциями, но также пышностью и выразительностью наличников окон и карнизов восьмерика. С западной стороны к основному зданию церкви примыкает просторное помещение трапезы, перекрытое коробовым сводом, сохранившим фрагменты живописи XVIII века. Четырехгранная, двухярусная колокольня пристроена к храму позднее. Ее верхний ярус имеет декоративную обработку, а угловые колонны, поставленные на карниз, украшены каменными завитками спиралей.
Вид на Ильинскую церковь с колокольни Дмитриевской церкви.
Суздальский кремль
Вид на Суздальский кремль с колокольни Дмитриевской церкви.
Рождественский собор и колокольня Суздальского кремля.
Рождественский собор Суздальского кремля.
Рождественский собор - самое древнее здание Суздаля. Суздальский Рождественский собор - не дворцовый, княжеский храм, а городской. В этом соборе развиты традиций «светского» направления во Владимиро-Суздальском зодчестве, начатого сооружением Дмитриевского собора.
Мы видим большой городской собор, вытянутый с востока на запад, шестистолпный, трехпритворный. В Рождественском соборе впервые в зодчестве Северо-Востока Руси выделен главный фасад.
Фасады собора богато украшены белокаменной резьбой. Резьбой покрыты колонки и архивольты перспективного портала. Это традиционный геометрический и растительный орнамент, на балках резные изображения львов. Орнамент плоскостной, графический, что говорит о более тесных связях строителей Рождественского собора с народным искусством - здесь чувствуется влияние традиций резьбы по дереву.
Фрагмент Рождественского собора.
Декор меньше связан с конструкцией храма: колонки перспективных порталов разбиты дынькой (или бусиной), этот декоративный прием впервые появляется именно в Рождественском соборе, после будет очень распространенным в архитектуре Москвы.
Балки с графичными изображениями львов нарушают целостность колонн и дуг архивольта. Мастера решают перспективный портал чисто декоративно.
Традиционный аркатурно-колончатый пояс не соответствует уровню древних хор собора, что было обязательным во владимирских храмах; и сам пояс решен иначе: колонки углублены в стену, укорочены и воспринимаются как ряд деревянных колонок (балясин).
Лопатки, некогда служившие утолщением стен по месту распора сводов и располагавшиеся на стенах соответственно внутренним столбам, в Рождественском соборе также выполняют чисто декоративную цель: они членят стену на части. Очевидно, при кладке сводов из туфа, более легкого материала, чем известняк, примененный еще во владимирских храмах XII века, отпадала необходимость в утолщении стен лопатками. На лопатках сохранились женские резные маски, поставленные в пиотцы, - все, что дошло до нас от резного убора верхнего яруса.
Следует также отметить, что украшение тех деталей, которые требовалось выделить конструктивно, тоже в традициях народного искусства.
Кроме того, Рождественский собор благодаря своим притворам представляет собой многогранную пирамиду, прекрасно связанную с окружающей средой, что тоже в традициях народного русского зодчества. Обычно же до этого каменный храм представлял собой замкнутый объем.
Усиление декоративного начала в убранствах храма, выделение главного фасада здания, развитие, переосмысление народных традиций в искусстве: связь памятника с окружающей средой, следствие народной традиции в трактовке орнамента, выделение декоративно-конструктивных деталей - свидетельство дальнейшего развития традиций белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, свидетельство его расцвета, прерванного татаро-монгольским нашествием.
Верхний ярус Рождественского собора рухнул в XV веке во время пожара, и собор был надстроен из кирпича уже в XVI веке, тогда же он получил традиционное пятиглавие. Последующие перестройки исказили облик собора до неузнаваемости.
Только в XX веке собор тщательно обследован и внимательно реставрирован, и хотя он еще несет в себе следы больших перестроек (широкие окна XVII века, огромные луковицы XVIII века и т.п.), мы можем представить его великолепный образ, его кружевной убор.
Рождественский собор остается объектом научного изучения. Еще в 30-е годы XX века археологическими раскопками было установлено, что Рождественский собор построен на месте кирпичного Успенского собора, построенного в конце XI века киевскими мастерами.
В 40-е годы на основе изучения летописных материалов и обследования кладки стен существующего собора была выдвинута гипотеза: на месте кирпичного собора в середине XII века был построен белокаменный собор, который и был перестроен в 1222-1225 годах в дошедший до нас Рождественский собор.
В Рождественском соборе сохраняется исторически сложившийся интерьер, который представляет большую художественную ценность.
В связи с татаро-монгольским нашествием Суздаль, как вся Русь, прекратил каменное строительство, и Рождественский собор долгое время оставался единственным каменным зданием в городе. В XV-XVI веках на территории Кремля вырастают каменные здания, сведенные в XVII веке в единый комплекс Архиерейских палат. Рождественский собор в XVII веке стал центром архитектурного ансамбля, создававшегося на протяжении веков, воспринимающегося как единое целое.
Вид на Богоявленскую церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи от Торговых рядов.
Снимок сделан с высокого берега реки Каменки, с места называемого Зарядьем, расположенного посредине пути из кремля в Ризоположенский монастырь.
Ризоположенский монастырь и вид на Суздаль с Преподобенской колокольни
Святые ворота Ризоположенского монастыря.
От старого Ризоположенского монастыря уцелело немного. Сохранился с переделками его древний собор (XVI в.), крытый сомкнутым сводом и увенчанный прежде одной главой. Собор обстроен галереей в XVII веке, в которой замечательна ее западная часть - прекрасная по пропорциям, тонкой обработке пилястрами и многоцветными изразцами.
Из зданий XVII века в ансамбле Ризоположенского монастыря сохранились лишь двухшатровые Святые ворота. Эти ворота, как и разобранная Троицкая церковь и западная паперть главного собора, созданы были группой талантливых мастеров – Маминым, Грязновым и Шмаковым и являются подлинными шедеврами суздальского зодчества. Они вобрали и развили в своих формах композиционные приемы и поразительное мастерство узорчатой пластики и многоцветного изразцового декора архитектуры XVII века.
Ворота замыкали перспективу главной улицы, ведущей из кремля. За ними развертывался ансамбль монастыря, нарастая живописным силуэтом золотых глав собора и высоко вознесенного купола Троицкой церкви, увенчиваясь ажурной колокольней, с главой, сверкающей зеленой чешуей изразцовой черепицы.
Суздальский Троицкий собор с колокольней.
Суздальский Троицкий собор по праву называли лучшим памятником архитектуры города. Здание храма покоилось на высоком подклетном этаже. С трех сторон его окружали закрытые галереи. Окна галерей были спарены и декорированы наборными наличниками из лекального кирпича. Под окнами располагалась цепочка ярких изразцов.
С юго-западной стороны Троицкого собора стояла колокольня, имевшая в нижнем ярусе открытое крыльцо на столбах. Ярус звона был декорирован белокаменной резьбой, а узорчатые порталы храма были расписаны яркими красками. Над арочными проемами яруса звона возвышался легкий шатер и главка под зеленой черепицей.
Храм был увенчан пятью главами, каждая из которых покоилась на нарядном граненом барабане с круглыми кокошниками. Высота венчающей части храма (от кровли до креста) равнялась высоте верхнего этажа собора. Троицкий собор был редкой по красоте жемчужиной, не имеющей равных среди творений суздальских архитекторов. Настоящим кощунством по отношению к этому произведению искусства было решение советской власти о размещении в соборе зернохранилища. В 1934 году Троицкий собор вместе с колокольней и уникальным иконостасом был взорван.
Входные врата Троицкого собора.
Рака с мощами Евфросиньи Суздальской в Троицком соборе.
Евфросинья (в миру Феодулия) - старшая дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича. В 1227 году постриглась в Суздальский Ризоположенский монастырь. Умерла в 1250 году. С XVI века Евфросинья Суздальская почиталась как местная святая.
Покров с изображением Евфросиньи Суздальской в Ризоположенском соборе.
В настоящее время данный покров с изображением Евфросиньи Суздальской хранится в фондах Владимиро-Суздальского музея.
Изразцы Ризоположенского собора.
Вид на посадские храмы Суздаля с Преподобенской колокольни.
Вид на Александровский и Покровский монастыри Суздаля с Преподобенской колокольни.
Вид на Троицкий собор и Спасо-Евфимиев монастырь с Преподобенской колокольни.
Спасо-Евфимиев монастырь
Благовещенская надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря.
Благовещенская церковь (XVI-XVII вв.) стояла в цепи деревянной (первоначальной) ограды Спасо-Евфимиева монастыря. Первоначально она была двухшатровой. Ее шатры перекликались с тесовыми шатрами крепостных башен. Представляет интерес характерный прием древнерусских зодчих: ассиметричное украшение фасада.
Звонница Спасо-Евфимиева монастыря.
Входная башня Спасо-Евфимиева монастыря.
Неприступная для XVII века крепость Спасо-Евфимиева монастыря удивляет нас своей нарядностью. Особенно нарядна проездная башня. Верх этого 23-метрового куба богато украшен рядами самых разных декоративных элементов: кокошники, колонки, многоступенчатые ниши, поребрики превращают крепостную башню в монументальные святые ворота монастыря – крупнейшей обители России. Проездная башня повернута к торговому центру города.
Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря.
Вы видите мощные, величественные стены Спасо-Евфимиева монастыря, построенные во второй половине XVII века. В периметре они составляют 1200 метров, высота их около 8 метров, у монастыря 12 башен, причем двух одинаковых башен вы не увидите.
Образцом для строителей стен Спасо-Евфимиева монастыря послужили стены Московского Кремля. На западе в XVII веке были распространены земляные укрепления с бастионами. Крепость эта для XVII века неприступна.
От этих стен Прокудиным-Горским была сделана фотография Покровского монастыря размещенная ниже.
Покровский монастырь
Панорама Покровского монастыря.