Рождественский собор Суздаля
Суздаль | Достопримечательности | Суздальский кремль | Рождественский собор
Рождественский собор Суздальского кремля. Вид из окна галереи-перехода. Фото: Павел Сухов, 2016 год.
Древнейшим из дошедших до нашего времени храмов Суздаля является Рождественский собор. Самое раннее упоминание о нем и его предшественнике — Успенском соборе — находим в Лаврентьевской летописи под 1222 годом: «Великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали, на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе; та бо церкы создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженым епископом Ефремом».
Строителями Рождественского собора в Суздале были великий князь Владимирский Георгий Всеволодович и епископ Суздальский Симон. В 1225 году состоялось освящение собора.
Белокаменная резьба домонгольского периода на южном входе в Рождественский собор. Фото: Павел Сухов.
Построенный из белого камня собор имел богатое резное убранство. В 1230—1233 годах он был украшен фресковой росписью, пол выложен поливными разноцветными плитками, названными летописью «мрамором»: «Написана бысть церкы святая Богородица в Суждали и измощена моромором красным разноличным».
Роскошные врата с золотой наводкой по меди украсили порталы Рождественского собора.
Фрагмент Западных златых врат Рождественского собора. Фото: Павел Сухов.
Первая перестройка храма произошла после падения сводов из-за пожара в 1445 году. После восстановления собор был расписан вновь. Фрагменты этих фресок второй половины XV века были открыты в 1938 году при реставрации живописи.
В 1528—1530 годах епископом Геннадием на средства великого князя Василия III храм был разобран до аркатурно-колончатого пояса и надстроен вновь из кирпича. На соборе стало пять глав вместо прежних трех. И главы, и церковь были покрыты «оловом» — так на Руси называли свинец.
В начале XVII века Рождественский собор Суздаля был разграблен польско-литовскими интервентами. В 1634 году суздальский архиепископ Серапион восстанавливает его благолепие, в 1635 году собор был заново расписан. Близ собора в том же году появляется каменная колокольня с двумя престолами в нижнем ярусе, и в 1637 году с юго-восточной стороны собора - придел святых Феодора и Иоанна.
Фрагмент иконостаса и церковной утвари Рождественского собора. Фото: Павел Сухов.
Большую заботу о благоустройстве храма проявил митрополит Иларион, возглавлявший Суздальскую епархию с 1682 по 1708 год. Он убрал надгробия, стеснявшие собор, упразднил хоры, вместо узких окон устроил широкие. По его же заказу были изготовлены новый иконостас, большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари, среди них - медный большой ходовой фонарь в виде круглого храма с пятью золочеными главами с крестами.
Царь фонарь. Большой ходовой фонарь XVII века. Фото: Павел Сухов.
После пожара 1719 года значительные усилия по восстановлению благолепия пострадавшего собора прилагали епископы; сначала — Варлаам, а с 1748 года — Порфирий, устроивший на соборе вместо бывшей деревянной железную четырехскатную крышу. Его тщанием большая глава была покрыта позолотой.
При митрополите Сильвестре в 1756 году перестраивается и украшается позолоченным иконостасом придел святых Феодора и Иоанна. В 1757 году с северо-восточной стороны соборного здания возводится теплый придел Вознесения Господня, возобновляется каменная ограда храма. В годы правления епископа Тихона между 1775 и 1786 годами с северной стороны собора строится теплый Благовещенский придел, в самом храме поновляется стенное письмо.
Старанием епископа Виктора (1788—1798 гг.) несколько икон местного чина иконостаса были украшены серебряными с позолотой окладами с драгоценными камнями; обновлены иконы в верхних ярусах и около столбов; в алтаре устроен пристенный иконостас; над престолом сделана резная позолоченная сень. В 1794 году им были установлены две раки с серебряной обкладкой и резными позолоченными балдахинами. В эти раки были торжественно переложены мощи святителей Феодора и Иоанна.
Паникадила XVII века. Фото: Павел Сухов.
На протяжении всего XIX века заметно возрастает роль горожан в заботе о благолепии храма. В 1818 году поновляются настенные росписи. В 1822 году по благословлению епископа Парфения на соборе ремонтируются кресты и главы.
В 1855-1856 годах на средства соборного старосты суздальского купца Романа Назарова с помощником купцом Иваном Жилиным в соборе вновь поновляется стенное письмо. Работы велись под руководством шуйского живописца Ивана Семеновича Быкова. В это же время поновляется и иконостас XVII века.
При протоиерее собора Михаиле Ивановиче Хераскове в 1894—1895 годах проводится система калориферного отопления, в 1896 году устанавливаются новые дубовые двери с тамбуром.
Фрески верхних ярусов Рождественского собора. Фото: Павел Сухов.
Главный городской собор Суздаля изначально выполнял роль усыпальницы высшего суздальского духовенства и родовой княжеской знати. В соборе находится около сорока захоронений. Княжеские - располагаются родовыми комплексами у стен собора в основном объеме; в западном и южном притворах каждый род имел для усыпальницы свое место. Архиерейские захоронения концентрируются у столбов и в северном притворе, два находятся в алтарной части, два - перед алтарем (в раках).
В состав некрополя Рождественского собора XIII века вошли и более ранние погребения его предшественника — Успенского собора начала XII века. К настоящему моменту местонахождение большинства древнейших захоронений пока не установлено.
Из числа древнейших известно несколько захоронений: первого Суздальского епископа Феодора, принявшего паству в 990 году и умершего в начале XI века, его рака — слева от алтаря, время обретения мощей не известно, сына Юрия Долгорукого князя Святослава, умершего, как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1174 году, его белокаменный саркофаг найден А.Ф. Дубыниным в конце 1930-х годов в южном притворе собора. Летопись сообщает также о захоронении в Суздальском соборе умершей в 1202 году княгини Февронии - жены князя Михаила (сына Юрия Долгорукого), а также о погребении здесь умершего в 1264 году князя Андрея Ярославича — брата Александра Невского.
Захоронения Рождественского собора. Фото: Павел Сухов.
После революционных событий 1917 года Рождественский собор в Суздале оставался действующим храмом и был передан в 1920 году новыми властями в пользование общине верующих. 11 июля 1923 года решением Суздальского уездного исполкома «Рождественский собор с оградой, колокольней и бывш. архиерейским домом передаются в распоряжение музейного отдела со всем находящимся в соборе имуществом». Богослужения продолжались в теплом Благовещенском приделе до 1929 года, когда весь собор со всеми его пристройками был окончательно закреплен за музеем.
В 1930-х годах музей активизирует исследовательскую деятельность по изучению собора. В 1934 году А.Д. Варганов открывает в стене западного притвора древнюю лестницу на хоры. В 1938 году им были найдены фрески XIII века в дьяконнике. При археологических раскопках 1938-1940 годов найдены фундаменты Успенского собора Владимира Мономаха и первоначальный уровень пола Рождественского собора.
После Великой Отечественной войны исследование и реставрация Рождественского собора в Суздале становятся регулярными.
В 1946 году были проведены ремонтно-строительные работы.
В 1947 году отреставрирована фресковая живопись XIII века специалистами ЦГРМ под руководством Н.П. Сычева.
В 1957 году фасады собора были очищены от цементной штукатурки, проведены археологические исследования в апсиде придела святителей Феодора и Иоанна.
В 1959 году ходе реставрационных работ под руководством А.Д. Варганова южный притвор был освобожден от поздних пристроек и восстановлен в древних формах.
В 1961—1964 годах разбираются все поздние пристройки собора и восстанавливается позакомарное покрытие.
Летом 1967 года реставраторами Владимирской мастерской раскрыты фрески XVII века.
Деисус. Фреска 1635-1636 гг. Фото: Павел Сухов.
В 1986 году — главы собора перекрыты медью, выкрашены голубой краской, позолочены . кресты, звезды и подзоры куполов.
В 1993—1995 годах были проведены гидро-геологические исследования вокруг собора, химико-биологические - по белому камню, фресковой и темперной живописи, исследования внутреннего климата собора.
С 1994 года были начаты археологические раскопки для определения состояния фундаментов собора. Осенью 1996 года развернулись масштабные инженерные работы по укреплению его несущих конструкций. Собор был закрыт для посещения.
В 2001 году к собору была проведена теплотрасса, заработала система водяного отопления, позволившая нормализовать температурно-влажностный режим памятника.
В 2001-2011 годах продолжались активные реставрационные работы по белому камню и фрескам собора. В 2005 году памятник был вновь открыт для посещения.
В 1992 году Рождественский собор Суздаля был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он остается одним из наиболее посещаемых и значимых памятников в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
В Рождественском храме нередко проводятся выступления различных хоровых коллективов. На протяжении нескольких лет собор является одной из площадок Пасхального фестиваля (художественный руководитель Валерий Гергиев). Облик древнейшего в Суздале памятника архитектуры был неоднократно запечатлен в фильмах, среди которых «Женитьба Бальзаминова», «Метель», «Осенние колокола», «Юность Петра», «Царь» и многие другие. В 2010 году уникальные златые врата суздальского собора принимали участие в выставке «Святая Русь» в Париже.
С 1990-х годов заметно изменилась политика государства по отношению к верующим и религии. Это позволило возобновить церковные службы в соборе Рождества Богородицы, который продолжает оставаться музейным объектом. Первые богослужения были проведены в 1991 году. 10 сентября 1995 года торжественную службу в храме совершил Патриарх всея Руси Алексий II, посетивший город и музей. В 2005 году в соборе состоялось обретение мощей святого Арсения Элассонского.
Венчание в Рождественском соборе. Фото: Павел Сухов, 2019 год.
В настоящее время Рождественский собор Суздаля открывается для богослужений по большим церковным праздникам.
Текст: С.Н. Вахтанов, старший научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея.