МАВЗОЛЕЙ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО

Мавзолей Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре

Так выглядел разрушенный в 30-х годах XX века мавзолей Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре. В настоящее время рядом с этим местом установлена часовня - точная копия разрушенного мавзолея.

В фондах Суздальского музея хранится небольшая по размерам (20 х 30 см) плита из серого полированного мрамора с резной надписью, которая гласит: «1863 года 4 дня въ сей усыпальнице надпрахомъ князя Дмитрия Михайловича Пожарского положенъ 1-й камень (при) настоятеле архимандрите Иларионе». (Надпись на плите выполнена с многочисленными сокращениями, но её воспроизводим полностью).

«Сей камень» является важным источником, благодаря которому устанавливаются точные хронологические рамки строительства памятника Д.М. Пожарскому, охватившие целых 22 года - с 4 июля 1863 по 2 июня 1885 года.

Для того чтобы лучше представить ход развития событий, надо вернуться на несколько лет назад. Объявленный в 1851 году сбор добровольных пожертвований был прекращён в 1858 году, когда было собрано 75 тысяч рублей.

14 ноября 1858 года Александр II высочайше повелеть соизволил: «1. Над прахом князя Д.М. Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре возвести на существующем фундаменте прежней палатки каменную усыпальницу в стиле нашей старинной архитектуры современной кончине князя Пожарского. 2. Открыть через Академию художеств конкурс для технического проекта этого памятника». Заказ был дан. Выполнить его «в стиле нашей старинной архитектуры» мог архитектор, не связанный или мало связанный с архитектурой предыдущего времени. Конкурс длился год и был закрыт осенью 1859 года. Лучшим был признан проект профессора Академии художеств А.М. Горностаева. (1808-1862). О его творческой деятельности искусствовед А.И. Сомов писал: «Горностаев Алексей Максимович - истинный возродитель национального стиля в новейшем русском зодчестве». По его проектам в «настоящей русском стиле» было построено несколько церквей на Валааме (1849), подворье Троице-Сергиевой пустыни (близ Петербурга). Проект памятника в Суздале оказался последней работой в творческом пути архитектора, и его практическое выполнение легло на плечи других сотрудников Академии.

Другим сотрудником мог оказаться племянник автора проекта Иван Иванович Горностаев (1821-1874), архитектор, историк искусства, единомышленник и последователь творчества своего старшего родственника. Прямых указаний на его участие в практической работе над памятником Д.М. Пожарскому нет, но он мог присутствовать при закладке памятной плиты (4 июля 1863 г.) и быть в Суздале в 1864 году, когда по его проекту в Спасо-Преображенском соборе строится новый иконостас (речь идёт только о киотах).

Об этом говорит чертёж иконостаса, хранящийся в архиве Суздальского музея с личной подписью архитектора. Такое предположение тем более вероятно, что оба объекта находятся рядом. (И.И. Горностаев мог быть и автором проекта мозаичного пола в главном соборе монастыря).

С течением времени наметился всё больший отход от авторского проекта. Это выразилось в том, что по повелению Александра II, последовавшего в 1865 году, «...вместо предполагавшего деревянного киота сделать таковой из мрамора, так как деревянный при тонкости стен здания не может выстоять, равно как по той же причине и икону Божьей Матери вместо живописной выполнить из мозаики». 24 января 1866 года в правление императорской академии художеств поступает расписка от скульптора Людвига Осиповича Ботта, в которой он обязуется выполнить мраморный киот для иконы Божьей Матери не позднее сентября 1866 года. 21 марта 1866 года он приступил к работе, оценив её в 2500 рублей. Этим же скульптором был выполнен киот для мозаичной иконы Спасителя во славе. Параллельно с работой над киотами шла работа над двумя иконами, выполненными в технике мозаики. Важнейшим моментом в этом творческом процессе было исполнение на картоне этих образцов (в размер подлинников), в том цветовом решении, которое должно быть по окончании его в мозаичном наборе.

Эта ответственная работа была выполнена академиком Гейдеманом с 1867 по 1870 гг. В цветовом решении он придерживался традиций древнерусской живописи. Фон иконы золотистый. В изображении лика, трона, евангелия, позема преобладают коричневые цвета различных оттенков. Гиматий выполнен с преобладанием голубовато-серых цветов... В 1869 году с картины Гейдемана в мозаику икону Казанской Божьей Матери перевёл младший художник Пётр Рикатов, получивший за свою работу 120 рублей. Аналогичную работу по переводу с живописного картона в мозаику иконы Спасителя во славе выполнил мозаичист М.А. Хмелевский, упоминавшийся среди мастеров, работавших по созданию икон для Исаакиевского собора.

Итак, становится очевидным, что основная работа по созданию памятника приходилась на вторую половину 1860-х и первую половину 1870-х годов. Весь комплекс работ выполнялся достаточно медленно, затягиваясь на годы.

Забегая несколько вперёд, отметим описание памятника протоиереем В.В. Косаткиным, опубликованное в начале 20-го столетия: «...в половине XIX зека воздвигнут мавзолей из чистого белого мрамора, посвященный памяти Спасителя Отечества князя Д.М. Пожарского. Внутри его, над самой могилой, лежит мраморная плита. Впереди ея устроен мраморный же киот с иконою Казанской Божьей Матери, мерой 1/4 х 3/4 аршина мозаичной работы высокого достоинства; перед иконою стоит медный подсвечник. На гробнице лежит в ящике под стеклом художественной работы венок из лавра и искусственных белых цветов. В той же мраморной усыпальнице сохраняется надгробный камень с могилы сына Дмитрия Михайловича Ивана Дмитриевича».

Торжественное открытие памятника состоялось в присутствии высших светских и духовных властей губернии при огромном стечении народа. Однако сохранились и не «парадные» заметки. И.А. Голышев назвал торжества «казёнными». Не были приглашены учёные из Москвы, включая П.С. Уварову - председателя Московского археологического общества, муж которой, А.С. Уваров, стоял у истоков восстановления исторической правды. Самим И.А. Голышевым была издана брошюра «Место земного упокоения и надгробный памятник боярину и воеводе князю Д.М. Пожарскому». Книга, изданная на его средства, коммерческого успеха не имела, хотя была единственным изданием, приуроченным к этому незаурядному событию.

От варварски разрушенного в 1933 году памятника сохранились отдельные фрагменты его художественного решения, из которых наиболее значительным является мозаичная икона Спасителя во славе. «Вторым рождением» она обязана событиям новейшей истории. С 20 июня 1940 г. по 30 июня 1941 г. на территории Спасо-Евфимиева монастыря размещался легион интернированных чехов в составе более 680 человек. Прибывшие легионеры, приводившие в порядок монастырскую территорию, на месте разрушенного памятника Д.М. Пожарскому обнаружили икону Спасителя. Она лежала под слоем мусора и грунта, «лицом» вниз. Чехи привели её в порядок, икона стала для них моленным образом. Позже икона была перевезена в музей и хранилась в соборе Рождества Богородицы. В настоящее время экспонируется в приделе Евфимия Спасо-Преображенского собора.

Суздаль | Родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских