Фрески Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе. Фото: Павел Сухов.
Спасо-Преображенский собор в Суздале представляет большой интерес своими росписями. Он был расписан в 1689 году артелью костромских мастеров, широко известной на Руси своими работами.
К сожалению, росписи Спасо-Преображенского собора были записаны в XIX веке, но запись велась по старым композициям, поэтому мы можем говорить о сюжетах и композициях XVII века, но не о колорите росписей XVII века.
В галерее владимирские реставраторы расчистили росписи от позднего поновления. Освобожденные из-под поздней записи, композиции XVII века позволяют судить о мастерстве их создателей.
Росписи собора выполнены в разной манере. Роспись алтарной части собора выполнены в традициях XVI века.
В росписях основного же объема храма мы видим характерные для XVII века повествовательность, иллюстративность живописи, декоративность. Живопись стен собора располагается четырьмя ярусами; многофигурные композиции сливаются в единый декоративный ковер. В культовую живопись XVII века проникают светские мотивы, в частности, изображение деталей русского быта XVII века.
Жених и невеста изображены в русской свадебной одежде. Понтий Пилат в одежде русского князя с окладистой русской бородой. Ирод в царских одеждах, в венце, со скипетром и державой; мебель, посуда, русская и т.д.
Интересна история, связанная с началом работ в Спасо-Преображенском соборе. Долгое время имена художников, расписавших собор, были неизвестны. Однако искусствоведу В.Г. Брюсовой удалось обнаружить документ, подтвердивший авторство Гурия Никитина и Силы Савина. Это – изложение конфликтного дела между архимандритом Новоспасского монастыря в Москве Игнатием и архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Тихоном, оспаривавшими между собой право на роспись стенным письмом соборных храмов иконописцем Гурием Никитиным с товарищами.
Выясняется, что Гурий Никитин, Сила Савин в Новоспасском монастыре с 1686 года «и до ныне бывали» (т. е. до 1689 года), тогда как в соборе леса поставлены, золото, краски и всякие припасы изготовлены. По отписке архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря Тихона, «Гурий Никитин с товарищами десять человек у властей Спасо-Нового монастыря стенного же письма писать не подряживались», а подрядились Василий Осипов с товарищами (15 человек), и они высланы воеводой из Костромы в Москву. В новой челобитной Игнатий настойчиво добивается высылки иконописцев в Москву и возмущается тем, что Гурий Никитин и Сила Савин предпочли работать не в «царском богомолье» – Новоспасском монастыре, а в Суздале.
В свою очередь, суздальский архимандрит докладывал, что у них в церкви «стенное письмо росчато», краски растворены и всякие запасы изготовлены, и если иконописцев отпустить, «учинятся в том многие убытки».
Каков был последний указ царя, неизвестно. Но работу удалось завершить в том же году, о чем свидетельствует летопись на стене Спасо-Преображенского собора, которая стала своеобразным прославлением подвижников и основателей северных монастырей.
Гурий Никитин родился в Костроме, вероятно, в двадцатых годах XVII века. В пятидесятые годы в числе крупнейших художников он был приглашен в Москву для участия в украшении соборов Кремля. На протяжении трех последующих десятилетий был ведущим живописцем в костромской артели.
В этот период оттачивался художественный почерк Гурия, сложился его своеобразный творческий метод. Подлинной вершиной его мастерства стали созданные незадолго до смерти грандиозные ансамбли фресковых росписей в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме и в Спасо-Преображенском соборе в Суздале. На примере последнего можно познакомиться со зрелым творчеством художника.
Согласно храмовой символике мастер помещает изображения догматического характера и в главах и алтаре. Бесспорное предпочтение отдает он Евангельским сценам и деянием апостолов, располагает их на трех стенах собора ярусами. Вместо традиционного «Страшного суда» на западной стене он развертывает неторопливое продолжение рассказа, начатого на южной.
В искусстве XVII века особая роль отводится личностному началу. Художники заняты поисками нового идеала – выразительного типа, наделенного большой внутренней значимостью. Творчество Гурия Никитина развивается в общем русле этой тенденции. Героев своих росписей он помещает в пространство, организованное ритмически и с помощью цвета. Евангельские, сцены обрамлены изящными архитектурными формами, дополнены элементами пейзажа.
К сожалению, мы сейчас еще не имеем возможности с уверенностью судить об особенностях колорита фресок, потому что они дошли до нас под записями XIX столетия. В 1970–1971 годах реставраторы Владимирской специальной научной производственно-реставрационной мастерской начали работы по расчистке фресок в центральном барабане, алтаре, Евфимиевском приделе и южном притворе. Все раскрытые фрагменты росписей XVII века подтверждают выдающееся мастерство Гурия Никитина.
Суздаль | музей | Спасо-Преображенский собор | фрески Гурия Никитина