ИНТЕРЬЕР ПРИКАЗНОЙ ИЗБЫ В ПОКРОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

Интерьер приказной избы Интерьер приказной избы. Фото: Павел Сухов.

Приказная изба начала XVIII века - редкий памятник гражданской архитектуры. Пристроенная прямо к ограде Покровского монастыря, разделена на три помещения. Ныне здесь в одном из помещений музейная экспозиция, посвященная истории монастыря. В крайнем южном помещении приказной палаты проводились допросы и пытки. Под приказной избой находится каменный подвал – тюремный «мешок», площадью 8 квадратных метров перекрытый сводом высотой 3 метра. Единственное окно подвала заделано решеткой и пропускает лишь отраженный свет. Среднее помещение – также музейная выставка, которая дает возможность познакомиться с интерьером приказной избы, откуда шло управление огромным монастырским хозяйством.

Интерьер монастырской канцелярии воссоздан по монастырским описям. Кроме того экспозиционеры использовали клейма иконы «Богоматерь Знамение с чудесами» - клеймо «Работа в приказе». На этом клейме можно видеть типичный для подобного помещения интерьер: по стенам идут лавки, на лавках разнообразные сундучки. На столе письменные принадлежности. Сохранившийся интерьер царской приказной избы в Коломенском, так же послужил образцом. Здесь воссоздан примерно такой же интерьер, типичный для своего времени – конца XVII – начала XVIII в.

В красном углу – иконы: Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча – неотъемлемые принадлежности любого русского интерьера. На стене – портрет Петра I. Портреты появляются в конце XVII века, тогда же вводится обычай украшать ими казенные помещения. Таким образом, изменения, происходящие в русском быту, проникают и в монастырский быт.

В центре помещения – стол, по стенам – пристенные лавки, покрытые зеленым сукном. За столом, тоже крытым зеленым сукном, сидели приказные чиновники – дьяки и подьячие (3-4 человека). На столе – папки для бумаг, листовые документы, похожие на современные. Такая форма документа появилась при Петре I, после его поездки за границу. Кстати тогда же появилась традиция помещать портреты царствующих особ в канцеляриях, кабинетах, в парадных палатах. Рядом - «столбцы» – узкие склеенные полосы бумаги для ведения делопроизводства. Старорусская манера оформления документов была иной чем ныне: текст писался только на одной стороне листа, листы склеивались и на обрате, место склеивания дьяк скреплял подписью. Получалась длинная лента. Кстати, Соборное уложение первоначально было написано таким же способом на ленте длиной 200 метров. Эти ленты-столбцы сворачивали в свитки и хранили в специальных футлярах, либо в сундучках – теремках.

Сундучки были разных размеров, разной формы. Сундучки с наклонной крышкой часто использовались как подголовники, поскольку подьячие засиживались допоздна и вынуждены были ночевать в приказной избе. Кроме того, порой дела решались за пределами монастыря и подьячие старались держать документы при себе, не потерять, уберечь от злых людей, поэтому на ночь клали эти сундуки под голову. В палате мы видим неподъемные сундуки, окованные железом, со сложными запорами. В них складывали бумаги, книги, а также одежду и ткани. В нише – книги XVII-XVIII вв.

Чернильницы были глиняные и металлические, настольные и поясные. Порой дьякам и подьячим необходимо было составлять документы в городе, в деревнях и в этих случаях они подвешивали чернильницы за ушки к поясу. Чернила для приказа покупали кувшинами. А делали их в ту пору из чернильных орешков, из сажи и дубовой коры. Для письма до середины XIX века использовались гусиные перья.

Перед столом – лавка с перекидной спинкой. Это очень интересная конструкция. У лавки перекидывалась спинка по мере необходимости: собиралось за столом много народа – лавка стоит традиционно, но когда происходил суд, разбирательство, спинка перекидывалась, дьяки усаживались в ряд и начинался разбор дел. Бедные просители смиренно стояли у порога.

Интерьер палаты дополняют слюдяные «окончины». Они скупо пропускали свет, отчего в приказной избе было довольно темно. Поэтому помещение освещалось с помощью подсвечников-шандалов для восковых и сальных свечей. Кроме настольных шандалов использовали «вислые шандалы», а также напольные светцы для лучины. На столе – ножницы для снятия нагара. Светильники расставлялись на столе в зависимости от иерархического положения лиц: перед приказным начальством стояли медные подсвечники или фонарь с несколькими свечами, а перед рядовыми служащими палаты ставились железные, а то и деревянные. В хозяйственном углу рукомой с лоханью.

Интерьер приказной избы воссоздан как с использованием подлинных предметов: икона «Казанской Богоматери» XVII века, портрет Петра I XIX века, лампада XIX века, переметная скамья XIX века, сундучки-теремки, сундуки-подголовники XVII-XIX веков, ларчики для хранения воска и печатей XVII века, так и новоделов, выполненных реставраторами: стол на манер стола Крестовой палаты.

Суздаль | музей | Приказная изба | музейная экспозиция в интерьере приказной избы Покровского монастыря