ИНТЕРЬЕР ДОМА КРЕСТЬЯНИНА-СЕРЕДНЯКА В МУЗЕЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

Интерьер дома крестьянина-середняка бабий кут Бабий кут в интерьере дома крестьянина-середняка. Фото: Павел Сухов.

Музейная экспозиция, размещенная в доме XIX века из села Илькино, рассказывает о жизни крестьянина-середняка.

Изба стоит на деревянном подклете, срублена способом в обло. Фасад дома - три окна с наличниками. К дому примыкает двор. Двор полукрытый, в крытой части хранился инвентарь, содержались домашние животные, а в открытой части лежали дрова. Дом имеет трехчастную планировку: изба – сени – клеть. Такое разделение дома полезно для здоровья и вполне рационально: даже в очень больших семьях тесноты не было.

Со двора лестница ведет в сени, в некоторых местностях их называют мостом. Сени – входное, неотапливаемое помещение, предохраняют избу и клеть от прямого попадания холодного воздуха. Это хозяйственная часть дома, где хранились вещи, необходимые крестьянину в повседневной жизни: фонарь, коромысло, ведра, кошель, маслобойка, и т.д. Здесь же устраивались и чуланы.

Клеть – полужилое, полухозяйственное помещение, ставилось обычно, как и сени, на «подклет» для сохранения тепла. Здесь хранились продовольственные запасы. В клети могли спать летом, а после венца сюда приводили молодых. Одежда, всякие мягкие вещи (шали, полотенца) хранились в сундуках, скрынях. Для прочности их оковывали железными полосами, украшали резьбой или росписью.

Изба – помещение небольшое, использовалось очень рационально. Все здесь просто, прочно и красиво. Мебель – лавки, полати, прилавки – в основном встраивалась прямо в стены. Семьи были многодетные, а изба небольшая, и очень важно было компактно разместиться в ней. И даже когда приходили гости, все сидели на лавках, а изба оставалась просторной. Притолоки строились низкими не потому, что люди были ниже ростом, а чтобы входящий поклонился дому, иконам, да и маленькие двери тепло берегли. Многие предметы в доме имели обрядовый смысл. Например, матица - главный потолочный брус. Дальше матицы посторонние не могли пройти без приглашения хозяина дома.

Самое почетное место в доме – красный угол, обращенный обычно к юго-востоку. Здесь на божнице (киоте) располагались иконы, они были непременной принадлежностью любой крестьянской избы. Крестьяне придавали большое значение ежедневным молитвам. Домашняя молитва утром и вечером, а также перед едою считалась обязательною. В каждом доме были иконы Спасителя, Божьей Матери, образ Николая Чудотворца, а также святых, особо чтимых в данной семье. Даже в избах очень бедных крестьян висели лампады, зажигали их обычно на короткое время, лишь под большие праздники – на всю ночь. Иконы передавались из поколение в поколение. Для большинства крестьян вера служила основой самого их существования, способом жизни. Верующий человек просто не мог плохо хозяйствовать на земле, которую считал созданием Божьим, или отказать в помощи нуждающемуся.

В избе, как правило, слева от входа, челом к фасаду или окнам, располагалась печь, получившая наименование русской. С печью, занимающей едва не половину избы, связан весь быт русского крестьянина – от рождения до смерти. Сложена она просто, практично, умно и по-своему красиво. Сбить хорошую печь способен не всякий мастер.

Русская печь благодаря своей многофункциональности была необходимой частью каждого жилого дома: обогрев избы в течение суток позволял долго поддерживать в горячем состоянии пищу и воду, сушить и обогревать одежду, в печурках сушить рукавицы и носки. Зимой можно было спать на полатях около печи. «Старые да малые всегда на печи». Печка служила домашней больницей: простудился – ложись на горячие кирпичи, лучше грелки не придумаешь! В печи и помыться можно – особенно ребенку удобно, не хуже, чем в иной баньке. У печи рукомойник над лоханью. Печь вентилировала помещение, на печи просушивалось зерно, на зиму впрок готовили рыбу, грибы, ягоды. Около печи в сильные морозы держали ягнят, телят и домашнюю птицу.

К печи примыкает бабий кут – крестьянская кухня, место хозяйки «большухи». Интересно, что устье печи, полка с посудой, «пирожный брус» выполнены по росту хозяйки, чтобы ей было легче хлопотать у печи. На полках, идущих вдоль стен, иногда в закрытых шкафчиках, стоящих на полу или же укрепленных на стенах, расставлялась всякая хозяйственная утварь: посуда гончарная, деревянная, иногда металлическая - миски, ковши, братины, кувшины. Валек использовался для стирки белья, рубель – для разглаживания.

Подлинной русской мебели XVI–XVII веков сохранилось крайне мало. Существующие образцы относятся преимущественно к XVII столетию. Поэтому основным источником изучения являются миниатюры. Мебель отличалась сравнительной грузностью, иногда в ее декорировке наблюдалась связь с архитектурными формами.

Самым распространенным типом мебели являлись лавки – неподвижные и переносные, они поддерживались резными ножками. Переносные лавки именовались скамьями. Скамьи иногда имели спинки – неподвижные или перекидные, называвшиеся переметными. Широкие лавки нередко выполняли функции кроватей.

В этом доме нет ни стульев, ни кровати, их заменяют лавки. Каждая лавка имела свое назначение и название. Лавка в бабьем куте – судная (от слова «посуда»); лавка напротив входа – красная – сюда, в красный угол, сажали почетных гостей, на свадьбе здесь сидели жених и невеста; вдоль стены – долгая лавка или женская, здесь женщины занимались ремеслами: пряли, вязали, ткали, шили. В темное время работали при лучине, она вставлялась в светец. Руки женщины были заняты, поэтому люльку она качала ногой.

Светцы – держатели горящих лучин, во избежание пожара под светец ставили корытце с водой или песком, туда падали угли. За лучиной следили старики или дети, заменяли ее, остатки обгоревших лучин складывали в емкость и использовали для растопки печи, самовара. Лучины делали из березы.

Под углом к долгой лавке располагался коник, где работал хозяин дома и где хранил инструмент. Женщинам сидеть на конике не разрешалось.

Под жилой частью дома устраивали «подклет», где хранили продукты.

Суздаль | музей | интерьер дома крестьянина-середняка XIX века из села Илькино Меленковского района