СУЗДАЛЬСКИЕ СЛОБОДЫ

Суздальские слободы Центральная улица Суздаля с Преподобенской колокольни. Фото: А. Соболев.

«Быть по сему», - указала императрица Екатерина II, рассмотрев предложенный ей в 1788 году проект перепланировки города Суздаля. Проект, ставший планом, сохраняя исторически сложившиеся части города (кремль, посад), предусматривал разделение города на 108 кварталов, ликвидацию беспорядочно застроенных территорий и прокладку вместо них прямых проезжих улиц. В одних случаях эти улицы должны были радиально расходиться от центра города, в других - взаимно пересекаться под прямыми углами. Перепланировка отражала стремление совместить петербургскую линейность с традиционной концентричностью древних русских городов. В границы города по этому плану включались и слободы, располагавшиеся вокруг посада за городовым валом и на правом берегу Каменки.

К этому времени «Грамота городам», изданная в 1785 году, установила уже понятие города как совокупности всех его жителей, независимо от сословий. Положения, изложенные в «Грамоте», вели к упразднению слобод - неизменной принадлежности всех старых городов на Руси, включая и Суздаль.

Термин «слобода» происходит от слова «свобода». Этим словом с незапамятных времен называли на Руси поселение на территории, принадлежащей крупному светскому или духовному феодалу. Феодал разрешал «охочим» людям «сесть на землю», беря их под свое покровительство. Он давал грамоту, согласно которой они получали некоторую независимость от княжеских наместников, от окружающих тяглых, податных объединений и вообще известную свободу действий. Отсюда, как считают историки и языковеды, и произошло название подобных поселений - «свободы», а позднее - «слободы». О поселках под названием «свободы» упоминают «Уставы о церковных судах» Владимира I Святославича (978-1015 гг.). Лаврентьевская летопись под 1158 г. упоминает о «свободах» и селах, отданным князем Андреем Боголюбским Успенскому собору во Владимире.

Сердцевину Суздаля, как и других древних русских городов, занимал детинец (кремль), опоясанный рекой Каменкой, валом и рвом. Вторую линию городской оседлости составлял посад.

Слово «посад» как совокупность подгородных поселений восходит к слову «посадити», т. е. поставить, устроить. Из документальных источников известно, что московский князь Иван III в XV веке давал «городчанам землю в посажень». Выражение «посадить слободу» было в ходу еще в XVII в. Образование суздальского посада, таким образом, связано с объединением нескольких отдельных поселений близ кремля в единую территорию.

В посаде находились дворы горожан, гостиный двор, торг, отдельные лавки местных купцов, земская изба (посадское управление), таможня, «кружечный двор», где торговали казенным вином, и пр. На площади около гостиного двора становились в базарные дни возы приезжавших из округи с разными товарами. Из общественных складов на территории посада самым важным был соляной. Через посад проходили главные торговые дороги - на Владимир, Москву, Ярославль, Ростов, Шую, Нижний Новгород. Посад был еще в XII веке отгорожен валом и острогом (частоколом) от третьей линии поселения.

Здесь, за острогом, располагались слободы - дворы служилых государевых людей, мелких торговцев, ремесленников и служащих при монастырях. В узком значении слова слободой называлось территориально обособленное поселение, в котором жили люди одного рода занятий, в некоторых случаях - одного сословия. Территориальное единство домов слобожан послужило поводом для постепенного перехода от термина «слобода» к термину «сторона» - как неофициальной административной единице городской территории.

Большинство суздальских слобод создавалось на землях монастырей и духовных феодалов. Монастыри, получая на земле жалованные грамоты от московских государей, имели в своем распоряжении не только села и деревни, рыбные ловли и угодья, но и места близ монастырей, где селились и жили поколения монастырских «служителей»: бочаров, квасников, плотников, рыбников, серебряников, торочечников, иконников и др. Такие поселения объединялись в монастырские слободы, которые имели свое самоуправление, но подчинялись негородским властям, а монастырским: при Спасском монастыре - Скучилова слобода и Новосельская, при Покровском - Никольская, Александровская слободка - при Александровском монастыре.

Были за острогом и «светские» слободы: Пушкарская, Кожевенная, Ямская и Солдатская. Пушкарская слобода располагалась за Каменкой, на Дмитриевской стороне. Возникла она, по-видимому, в XV веке, когда Суздаль необходимо было достаточно укрепить, чтобы противостоять набегам ордынцев. Пушки были установлены на городских стенах и башнях при воротах, а служилые люди - пушкари - поселились на отведенной земле слободой.

Кожевенная слобода как объединение ремесленников упоминается в писцовой книге Суздаля 1628-29 гг. Располагалась она в районе Богоявленской церкви по берегу Каменки. Здесь, близ реки, находились и заведения по обработке кож, и дома мастеров.

Ямская слобода на Михайловской стороне объединяла ямщиков, несших службу на почтовых трактах, а Солдатская (вдоль современной 1- й Красноармейской улицы) возникла, по-видимому, в начале XVIII в., когда при селе Сельцо было организовано поселение солдат, возможно первого в истории Суздаль регулярного воинского гарнизона.

Суздальские слободы представляли собой, до известной степени, самоуправляющиеся единицы. В Русском государстве XVII века каждое сословие обязано было нести ту или иную службу. Правительство при этом стремилось, особенно в отношении низших классов населения, иметь дело не с отдельными лицами, а с представителями их объединений.

Главным юридическим актом, определяющим положение в слободе каждого жителя, была поручная запись, где новоприбывший член слободы обязывался «...жить за порукою... и дело великого государя делати, и над государевым делом и над белою (т. е. государственной) казною хитрости никакие и дурна не учинить,... и корчмы, и зерни, и табаку не держать, и разбойною и татиной рухлядью и никаким воровством не промышлять, и с воровскими людьми не водиться и в дом их к себе не приводить, и в слободу воровским делом убытка никакова не учинить...»

Каждая слобода, независимо от размеров, управлялась мирским советом. Каждая из них выбирала себе старосту, окладчиков (заведовавших раскладкой повинностей, падавших на слободу), сотских и десятских, а если требовалось, то и целовальников и других должностных лиц.

Наряду с термином «слобода» существовал в XVI-XVII веках равнозначный ему термин «сотня», а слободские старосты иногда назывались сотскими старостами. В разборе дела об изъятии у монастырского служителя Латышева зерен жемчуга общим весом 3/4 золотника (около 3,2 грамма) в 1753 году принимали участие: Спасского монастыря Новосельской слободы сотский Иван Шурыгин, десятские Козьма Ягинин и купец Степан Невзоров.

В 1816 году жители Скучиловой слободы поручили делать перепись населения «слободы нашей крестьянину Дмитрию Семенову Гребенщикову», а Служной слободы - Петру Татаринову («...выборный Михаил Федоров Теплухин и все той слободы служители, нижеподписавшиеся, быв на мирском сходе, с общего согласия выбрали мы общества нашего заштатного служителя Петра Михайлова сына Татаринова для подачи в ревизскую комиссию о состоящих общества нашего мужеска и женска полу заштатных служителях ревизских сказок, так как он, Татаринов, человек добрый, то мы ему, Татаринову, верим, в чем и подписуемся...»).

Как правило, каждая слобода строила и содержала на свои средства церковь, где хранились слободская казна и различные наиболее важные официальные документы. В церкви слобожан приводили к присяге, в отдельных случаях судили; около церкви обитатели слободы собирались по большим праздникам, рядом с церковью хоронили своих близких (что было запрещено только во второй половине XVIII в.). Деление посада и заострожья на церковные приходы имело достаточную устойчивость, т. к. совпадение прихода и слободы было явлением частым. В связи с этим указание на приходскую церковь как не топографический признак продолжало держаться в быту Суздальцев до конца XIX в., т. е. спустя много времени после введения в конце XVIII в. нумерации кварталов и домов.

Хозяйственная жизнь суздальских слобод ограничивалась участием слободских жителей в обеспечении монастырей, а также различными ремеслами в интересах города и окружающих селений (кузнечество, плотничество, иконопись и др.). Большое каменное строительство в городе не привело к образованию самостоятельной слободы: каменщики жили по всему городу.

Известны монеты, чеканившиеся в Суздале князем Василием Дмитриевичем Кирдяпой (до 1387 г.), князем Даниилом Борисовичем (после 1414 г.). Но в те времена работа с серебром и чеканка монеты делались при княжеском дворе, и «серебряное дело», несмотря на обилие церковной утвари из драгоценных металлов, в Суздале не развилось, не образовало территориального сообщества серебряников.

На торгу всегда можно было встретить слободских обывателей, торговавших преимущественно разным мелочным товаром своего производства или перекупным.

Слова «слобода», «слободской» продолжали существовать вплоть до середины XIX в., обозначая части города с некоторыми, отмирающими уже, традициями обособленности от посадского уклада жизни и деятельности. В обиходе суздальцев изредка употреблялось название «слобода» по отношению к отдельной совокупности дворов, расположенных в той или иной части города: Похвалынская, Пинаевская, но они не были слободами в настоящем значении этого слова.

Слободы дали названия улицам: Большая Скучилова (ныне ул. Шаховского), Скучилова (ныне ул. Пожарского), Пушкарская, Служная (ныне ул. Спасская), Борисоглебская (ныне Пролетарская ул.). В. Огурцов, краевед.

Суздаль | Старые фото | На старых фото вы можете увидеть как выглядел Суздаль в начале XX века