РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР КОЛОКОЛЬНЯ И АРХИЕРЕЙСКИЕ ПАЛАТЫ КРЕМЛЯ

Рождественский собор, колокольня и архиерейские палаты Суздальский кремль: Рождественский собор, колокольня и архиерейские палаты. Фото начала XX века.

Самой старой частью города Суздаля является кремль, который почти до XIV века оставался единственным оплотом города последним убежищем и защитой всех его жителей. Когда же появились первые монастырские крепостные стены, оборонительная тактика города резко изменилась. Теперь преимущественно монастырские укрепления стали брать под свою защиту горожан, особенно стариков и женщин с детьми, а кремль стал главным оплотом только ратников и ополчения.

Кремлевские укрепления с честью выдержали множество различных испытаний, и все же просуществовали до начала XVIII века, и только в 1719 году их истребил всесокрушающий пожар, неожиданно возникший в Суздале.

Сохранился до наших дней созданный еще при Владимире Мономахе Рождественский собор.

Сохранились неизменными и остались до наших дней в полной сохранности «золотые врата» XIII века, так называемые «Корсунские врата» собора. Эти врата действительно чудо кузнечного и ювелирного мастерства, слитых в подлинное искусство.

Массивные створки ворот были склепаны из плотных листов красной меди. Но чтобы крепостная тяжеловесность этих створок не воспринималась бы слишком ощутимо, им была придана иллюзия ажурности посредством нанесения на поверхность меди золоченого рисунка в виде традиционных орнаментов.

От Кремля хорошо видны храмы. Они стоят как бы отрешенно от мирской суеты, и всем содержанием своим устремленный в вечность возвышается храм в честь святого пророка Божьего Ильи (1758), а чуть в стороне от него стоит спокойно - величавая и маняще - ласковая своим внешним обликом церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери (середина XVII века). Еще дальше приподнято торжественная и несколько задумчивая Богоявленская церковь (1775), а рядом с ней - церковь в честь Иоанна Крестителя. И скорбный в своей невысказанной печали храм святых мучеников Бориса и Глеба, безвинных детей князя Владимира Святославовича, вероломно убитых родным братом Святополком окаянным.

Как много может рассказать каждый из этих храмов, если подойти к нему поближе и, припомнив то ли соответствующее место Священного писания, то ли конкретный факт живой истории первой столицы северной Руси города Суздаля, увековеченный в нем, внимательно всмотреться в своеобразно-неповторимый облик этого каменного чуда.

Суздаль как раз и создавался как город подобных ансамблей. Они возникали непреднамеренно, как стихийное выражение религиозных чувств народа, и были тем ценнее в своем номинальном значении. Старые фото