ВИД НА ЗАПАДНУЮ ЧАСТЬ СУЗДАЛЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Вид на западную часть Суздаля в начале XX века Вид на западную часть Суздаля в начале XX века.

Велика и обширна известность одного из древнейших городов Залесья - Суздаля. Можно с уверенностью сказать, что его знают не только во всех уголках нашего Отечества, но и далеко за его пределами.

Суздаль равно приветлив и радушен ко всем, кто его посещает. Но его художественные сокровища, - увы! - далеко не одинаково доступны каждому. Одним они представляют лишь общее удовольствие, другим дадут эстетическое наслаждение, а кому-то подлинное духовное обогащение. Все зависит от того, на что окажется способен каждый из посетителей.

В Суздале строились не только изумительные храмы да роскошные палаты - строились здесь и оборонительные валы, и убогие жилища. И всему был свой черед, который все же можно проследить, если не год за годом, то хотя бы век за веком, наверняка. Потому что все это строительство вызывалось к жизни исторически конкретной необходимостью. В каждом здании, в каждом сооружении застывала на века печать великой радости уже достигнутых стремлений, или же - великая тревога перед неведомым предстоящим, тревога за судьбу города, всей залесской земли, а быть может, - и всего Российского государства.

Вместе с тем застывало в совершенных формах изумительное мастерство и умение воплощать в дереве или камне какую-то главную цель, главную идею, выношенную и оформленную мудрым замыслом безымянного автора. Потому-то сегодня и можно говорить о каждом из этих сооружений как о произведении подлинного искусства.

Впервые его имя поминается в Лаврентьевской летописи под 1024 годом. Однако, есть все основания полагать, что он намного старше и Владимира, и Москвы.

Созданная в 1337 году Лаврентьевская летопись является лишь поздним сводом недошедшей до нашего времени Несторовской летописи под названием «Повесть временных лет», которая была написана двумя столетиями позднее. По всей вероятности, пропуск был допущен по каким-то особым соображениям именно в Лаврентьевской рукописи. А ведь период с 898 по 922 год это и есть исторический отрывок времени, когда мог возникнуть Суздаль. Так свидетельствует предание, и так думать дают право некоторые данные археологической экспедиции 1935-1939 годов.

Кроме того, Суздаль упоминается в летописи только в связи с крупным восстанием смердов, стало быть, упоминается он не как новый, только создающийся город, а как город уже существующий. Речь-то в летописи идет не о «суздальской земле», а о «суждальских землях», т.е. о землях, чем-то зависимых от Суждаля, потому-то тяготеющих к нему. Стало быть, сам город не только уже существовал, но и являлся каким-то административным или же торгово-экономическим центром, а чтобы стать таким, было необходимо какое-то время. И видимо - немалое.

«Церковное предание» настойчиво утверждает, что еще в 990 году в Суждаль приехал сам великий князь Владимир из Киева и с ним прибыл тогда епископ Феодор, привезенный из Греции и оставленный князем для обращения здешних язычников в христианскую веру. Здесь, в Суждале епископ Феодор построил из дуба церковь в честь Успения Божией Матери и сам проводил богослужения до самой своей смерти, случившейся в 993 году, т.е. за 31 год до начала восстания смердов.

В «Церковном предании», видим, содержится немалая доля достоверности, потому что назревший в Суздале конфликт между смердами и владыками имел не только социально-экономическую, но и религиозную подоплеку.

Сейчас уже никто не знает точно, когда и как возник на залесской земле древний Суздаль. А быть может, это и не столь уже важно - когда. Куда важнее то, что его появление совпало с одним из важнейших процессов образования великорусской народности. Мужая творческим гением своего народа, уже в колыбели своей впитал в себя все то лучшее, что было потенциально присуще величайшей из национальностей мира - великорусской национальности. Впитал для того, чтобы затем отразить это лучшее в своих бессмертных памятниках. Смотрите старые фото Суздаля