СТАРОЕ ФОТО ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Старое фото Покровский собор с колокольней в Покровском монастыре Покровский собор с колокольней. Фото начала XX века.

Покровский женский монастырь в Суздале в начале XVI века стал известен по всей земле российской как место ссылки опальных женщин великокняжеских и аристократических семей. Пожизненно сосланные должны были денно и нощно молить бога о прощении мирских грехов (которых, кстати сказать, у многих не было), просить бога о вечных блаженствах, там... в загробной жизни.

Молодые жены, изгнанные из царских чертогов, из богатых хоромов за то, что мужу приглянулась другая, должны были коротать свой век в монастырской тиши, в обстановке строгого надзора игумений, оплакивать свою юность до старости и смерти.

Покровский монастырь - ярчайший пример закрепощения женщины в царской России. Это пример полного произвола и глумления над человеком только за то, что человек этот - женщина.

Темное, смрадное подцерковье - склеп. Низкие своды с поблекшими остатками живописи. Тяжелые белокаменные плиты пола отдают сыростью и тленом. Узкие щелевидные окна в одной стене еле освещают надгробия. Все они поздние, переделанные к приезду царя Николая II . Надписей о погребенных нет.

При реставрации полов в склепе мы дерзнули заглянуть в одну из могил монастырских узниц. На небольшой глубине оказались обломки белокаменной плиты с орнаментом начала XVI века и резными буквами. Собрав обломки плиты и прочитав подпись, долго стояли в недоумении, удивленные ее загадочностью:

«Лета 7033 (1525 года) преставися благоверная княжна инокиня Александра мая в 11 день, а погребена была в землю того же месяца в 21 день».

Кто эта Александра, опередившая своей ссылкой Соломонию Сабурову? Ведь, как передают легенды, царь Василий III строил усыпальницу для Соломонии, которая была со­слана в 1526 году. A тут за год до нее уже была погребена «инокиня Александра» да еще «благоверная княжна». Кто же скрывается под этим иноческим именем? Какое ее имя в миру? Из какого рода?

На глубине 1,2 метра открылось само погребение: среднего роста скелет женщины, небольшое череп прекрасной сохранности зубы. Остатки истлевшей монастырской шерстяной одежды.

Начались длительные, кропотливые поиски Александры по родословным царей. Был найден один документ, проливший свет, - это надпись об освещении Покровского собора, записанная в свое время суздальским протопопом Ананием Федоровым.

В надписи говорится, что собор был освящен в 1514 году в присутствии инокини Александры, сестры великого князя» Василия Ивановича.

Как будто все стало ясным. Но у царя Василия такой сестры не оказалось. Из пяти дочерей, которых имел Иван III от Софии Палеолог, все были известными в истории. Но царь был женат дважды, первый его брак был с княжной Марией Борисовной Тверской (1452 г.), а с Софией второй брак (1478 г.). От Марии Борисовны Иван III имел сына Ивана «молодого», а о дочери упоминается только в надписи на могильной плите в Покровском монастыре.

Какая же провинность могла привести Александру к ссылке в Покровский монастырь? Скорее всего участие ее в династической борьбе своего племянника Димитрия.

Как известно, Иван «молодой», женившись на Елене Стефановне, имел сына Димитрия, которого Иван III короновал на великое княжение Однако от второго брака рос сын Василий. Начавшаяся борьба двух семей закончилась победой сторонников Софии Палеолог и Василия. Схвачены были Елена и молодой царевич Димитрии, а также и его тетка. Они были сосланы в разные монастыри. Так династическая борьба за Московский великий престол привела Александру в Покровский суздальский монастырь, где o на и умерла в 1525 году.

«Дела давно минувших дней» дожили до нас. Ясно и образно рассказала мне бывшая монашка Покровского монастыря Маргарита о рождении у Соломонии Сабуровой в монастыре сына Георгия, о захоронении его в усыпальнице с матерью, о приезде бояр за Георгием. Казалось, что она сама присутствовала при всем этом и видела своими глазами. Из рода в род, из поколения в поколение передавалась легенда. Маргарита и свела меня в подцерковье и показала маленькую надгробную белокаменную плиту в темном правом углу за гробницей Соломонии.

- Вот здесь, смотри, плита младенца Георгия, а ежели будут говорить, что это могила Шуйской Настасьи, не верь, это - неправда.

Ночи не давала спать эта леганда, рассказанная бывшей монастыркой, у все же я решил проворить это по историческим источникам. Ведь прошло уже более 400 лет.

Итак, в, конце 1526 года москвичи узнали, что великий князь Василий III, прожив двадцать один год со своей женой Соломонией Сабуровой и не дождавшись детей, постриг ее в монахини под именем Софии и сослал в суздальский Покровский монастырь. Вскоре было объявлено о женитьбе великого князя на молодой княжне Елене Глинской. И лишь через четыре года у него появился долгожданный сын, будущий Иван Грозный. Насильственное пострижение встретило недовольство со стороны части московского общества.

Известный дипломат, императорский, посол Сигизмунд Герберштейн, бывший в Москве в 1526 г., в своих «Записках о московских делах» сообщает, что после ссылки Соломонии «стали ходить по Москве слухи, что у Соломонии, ссыльной в Суздаль, родился сын Георгий». Герберштейн пишет, что факт беременности Соломонии подтверждался женами казначея Юрия Малого и царского постельничего Якова Мазура. После того, как эти именитые боярыни были наказаны розгами, языки остальных умолкли.

По некоторым источникам видно, что царь «желая удостовериться в этом, послал боярина и дьяка в Суздаль - хорошенько разведать дало». «Ваши глаза еще не достойны видеть моего сына», - сказала им Соломония, - вы его увидите в свое время в могуществе и славе».

Царь Василий, безусловно, знал всю истину дела о рождении Георгия, наверное, поэтому построил каменную церковь в 1527 году в Московском Кремле в честь святого Георгия. Постройка церкви в связи с рождением в княжеской семье ребенка была естественной для XVI века.

Неужели действительно был Георгий? Быть может, сама легенда является династической интригой?

15 августа 1935 года могила Георгия была вскрыта Осторожно снята белокаменная плита. При свечах (электричества там и сейчас нет), началось «таинство» вскрытия. Тщательно, небольшими слоями расчищается земля. Дерево! Небольшая колода-гробик. Вот где разгадка! Захватило дыхание. Вскрыли. Перед нами внутренность колоды, обмазанная слоем извести, а в ней куски старинных тканей, свернутых и завязанных шелковым пояском наподобие куклы.

Тщательные поиски косточек, маски черепа, которые в условиях сухой земли подцерковья должны были сохраниться, - ничего нет. Где же Георгий? Фиктивное погребение! Видимо, для боярских следователей, присланных царем, подложили «куклу». А может быть, это остатки погребения Анастасии Шуйской? Нет. Надгробие типичное для начала XVI века.

Исследования лабораторий и реставраторов в Москве опровергли поповскую версию об Анастасии Шуйской. Из могильных пеленок-тканей была восстановлена рубашка с золотыми прошвами мальчика, характерная для княжеской семьи начала XVI века.

Это фиктивное погребение, устроенное для приезда боярского следствия, оказалось фактом. Но куда подевался сам Георгий - осталось загадкой.

Всю переписку, дело о Соломонии Сабуровой, а вместе с ней, конечно, и о Георгии, Иван Грозный взял себе и... все исчезло бесследно. Taк тайна о существовании Георгия остается пока нераскрытой. Смотрите все старые фото