Александровский монастырь в Суздале. Фото начала XX века.
Крупный суздальский феодал князь Михаил Васильевич Горбатый накануне смерти продиктовал духовную грамоту - завещание. Писал с его слов подьячий Алексей Семенов сын Яковлев в присутствии духовного отца священника Арсения. 17 июля 1535 года Арсений с подьячим Алексеем представили это завещание митрополиту всея Руси Даниилу, который, «выслушав духовную да к ней руку свою приложил, да и печать свою велел приложить».
«... Пишу сию духовную своим целым умом и разумом, кому ми што дати и у ково ми што взяти», - так начал диктовать князь Михаил Горбатый.
Подобные завещания имели определенную традиционную форму, и приглашенный записывать завещание обычно заранее согласовывал пункты его с приказчиками и домоправителями: хозяйство большое, как бы чего не забыть в суете. В перечне пожертвований, сделанных князем Михаилом Горбатым, значатся и одариваемые суздальские монастыри и церкви: «... в Суздаль в собор Пречистыя десять рублев,... в Ефимьев монастырь десять Рублев, к Покрову в монастырь десять рублев, к Олександру святому три рубли, в девич монастырь три рубли, к Троице три рубли. Да в Суздале же к тридцати церквам прикащики мои дадут где поп и дьякон по рублю, а где один поп тут дадут попу да проскурнице по полутретьядцать алтын...». («Полутретьядцать алтын» - это 25 алтын; с 1534 года 25 алтын равнялись 75 копейкам, в рубле было 100 копеек).
Сведения эти интересны тем, что, как оказывается, в Суздале в 1535 году числилось лишь пять монастырей (под словами «девич монастырь» следует понимать Ризоположенский). «Забыть» случайно или с каким-то умыслом другие суздальские монастыри и оставить их хотя бы без рублевого пожертвования князь Михаил никак не мог: бог не простит такой забывчивости, а тем более - умысла. Значит, существование в 1535 году Дмитриевского, Васильевского, Введенского, Космодемьянского, Борисоглебского и Андреевского монастырей находится под большим знаком вопроса.
Сравнивая эту часть завещания с описями Суздаля, сделанными в 1617 и 1628 годах, можно сделать заключение, что некоторые монастыри, которым приписывается сейчас древность XII и XIII веков, на самом деле начали свое существование между 1535 и 1617-28 годами.
Например, Васильевский. В 1535 году он не упоминается, в 1617 году - уже монастырь. А в 1628 году показывается, какой это был монастырь: «... в келье игумен да пять келий братский», - то есть, обитателей было в нем всего шесть человек.
Или Введенский. Князь Михаил Горбатый его не упомянул, в описи 1617 года значится только церковь Введения, а в 1628 году здесь уже монастырь, но он пуст.
Упоминая о 30 суздальских церквях, князь Михаил Горбатый не мог «просчитаться». Именно столько церквей (исключая монастырские) числилось в Суздале.