ТОРГОВЫЕ РЯДЫ В СУЗДАЛЕ НА СТАРОМ ФОТО

Торговые ряды в городе Суздаль на старом фото Ворота Торговых рядов в Суздале. Фото начала XX века.

Писцовая книга 1628—1629 годов сохранила подробные сведения о суздальском торге. Производившие перепись писец Михаил Михайлович Трусов и подьячий Федор Витофтов перечислили все действовавшие лавки, указали их владельцев, площадь, занимаемую каждой лавкой и величину налога. Они перечислили также пустовавшие лавки и лавочные места.

Торговля велась в основном съестными припасами и одеждой, но торговали также обувью, посудой, свечами, изделиями из железа и серебра, льном и другими товарами. Размеры лавок были небольшими, преимущественно 3—4 квадратных сажени. Владельцами большинства лавок были суздальские посадские люди. Так в XVII веке называли ремесленников и торговцев, приписанных к городскому посаду. Им принадлежали 134 действующие лавки, с которых в год собиралось в казну 7 рублей 58 копеек налога. В среднем на лавку приходилось в год около шести копеек налога, или, как тогда считали, около двух алтын (алтын — три копейки). На первый взгляд такая сумма налога на лавку в год может показаться совершенно ничтожной. Однако нужно учитывать два обстоятельства.

Во-первых, деньги стоили в то время очень дорого. Сохранившиеся документы говорят нам, что за несколько рублей люди отдавали себя в кабалу. Во-вторых, владельцы лавок, как правило, подергались всякого рода вымогательствам со стороны служащих местной администрации. По каждому поводу, а иногда и без повода, приходилось давать взятки, делать подарки, угощать и т. д. Поэтому фактически владельцы лавок платили значительно больше официально записанной суммы налога.

Конечно, даже с учетом всего этого, величину налоговых поступлений следует признать небольшой, что свидетельствует о незначительности торговых оборотов. Более состоятельных торговцев было мало. При этом и они не очень сильно выделялись из остальной массы посадских людей. Судя по писцовой книге, наиболее богатыми были братья Герасим, Федор и Яков Лихонины, имевшие вместе шесть лавок с полулавкою.

Кроме посадских людей торговлю вели и иные лица. 35 лавок принадлежали крестьянам Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей, две лавки — крестьянам других монастырей, семь лавок держали слуги и крестьяне суздальского архиепископа. Среди владельцев лавок мы находим двух попов, соборного звонаря и монастырского дворника. Наконец, одна лавка принадлежала старцу (монаху) Спасо-Евфимиева монастыря Геннадию, который сдавал ее в наем. Еще одной лавкой владела старица Александровского монастыря Александра.

Всего лицам, тесно связанным с церковью, принадлежали 50 лавок. Их конкуренция была большой помехой для посадских людей, так как эти лица, хотя и платили за свои лавки, но не были приписаны к посаду, а, следовательно, не платили остальных поборов, взимавшихся с посадского населения, и не несли вместе с ним никаких повинностей. Их привилегированное положение отрицательно сказывалось на деятельности посадских людей, препятствовало развитию ремесла и торговли.

Справедливости ради надо отметить, что в привилегированное положение в части налогов были поставлены также каменщики и пушкари. Каменщики строили и чинили крепостные стены, пушкари несли на этих стенах военную службу. Такой характер их занятий и определял предоставление им налоговых льгот.

Однако конкуренция каменщиков и пушкарей не была опасна посадским людям. Во-первых, у тех и других было сравнительно немного лавок — всего лишь 10. Кроме того, они не могли опереться на такую финансовую поддержку, которую имели некоторые монастырские крестьяне, фактически выступавшие в роли монастырских агентов.

Неравное положение посадских людей и людей монастырских и архиепископских видно из того факта, что из 94 пустых лавок лишь одна принадлежала прежде монастырскому крестьянину. Все остальные лавки ранее принадлежали посадским людям. Эти цифры показывают, что посадским людям постоянно приходилось отказываться от торговой деятельности, а среди монастырских крестьян такие случаи были сравнительно редки.

Таков был суздальский торг в конце 1620-х годов. Самый беглый взгляд вскрывает в нем противоречия между основным торгово-ремесленным населением и значительной группой лиц, связанных с церковью и пользующихся, в силу этой связи, налоговыми привилегиями. Это противоречие характерно не только для Суздаля, но и для всех более или менее значительных русских городов первой половины XVII века.

Лица, связанные с церковью, по большей части жили в пригородных слободах, располагавшихся на монастырской или архиепископской земле. Так как эти слободы были освобождены от налогов, то их называли «белыми» слободами. Борьба посадских людей за ликвидацию «белых» слобод, за приписку жителей этих слобод к посаду типичная для середины XVII века. Она будет вестись и в Суздале, и закончится победой посадского населения. Предпосылки этой борьбы видны в описи суздальского торга.

Суздаль | Старые фото | Торговые ряды