БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ И СУЗДАЛЬСКИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Суздальские Торговые ряды и базарная площадь в начале XX века Суздальские Торговые ряды и базарная площадь в начале XX века.

О занятной страничке истории Суздаля поведал пенсионер, бывший учитель физики Валерий Иванович Назаров - сын известного нашего поэта-земляка Ивана Абрамовича Назарова. В.И. Назаров сам много лет успешно занимался фотографией и имеет богатый, доставшийся в наследство фотоархив. Что-то из рассказанного - его личные воспоминания, что-то - информация, почерпнутая им от родителей и родственников.

Фотография на первых порах в России была исключительно павильонного типа и появилась поначалу в крупных городах. Материалы использовались импортные, высочайшего качества.

Фотография очень быстро распространялась по стране, и в Суздале ею первым стал профессионально заниматься Александр Алексеевич Соболев. В своем доме на улице Старой у него был оборудован павильон, где А.А. Соболев изготавливал в основном портреты и групповые фотографии суздальцев и желающих сфотографироваться со всей округи. Фотокарточка приклеивалась на картон с тиснением, снабжалась фирменным штампом, а то и типографским способом выполненной надписью. Фотографировал А.А. Соболев и достопримечательности Суздаля, примечательные события, проходившие в городе в начале века. Многие снимки Александра Алексеевича вы можете увидеть на нешем сайте.

В начале 30-х годов дом А.А. Соболева и располагавшаяся рядом с ним типография Козлова сгорели. От фотокамеры (она была привинчена к полу) сохранился только объектив.

С этого момента дело отца продолжил сын - Сергей Александрович, который был женат на двоюродной сестре В.И. Назарова. С.А. Соболев купил дом напротив кремлевской колокольни и пристроил к нему стеклянный павильон. Занимался портретной фотографией, делая фотоснимки на документы и снимал Суздаль, конечно. Но материалы тогда уже (стеклянные негативные фотопластинки, бумага и химреактивы) стали отечественными, качество их по сравнению с импортными было несколько ниже.

В довоенный период одной из ярких достопримечательностей Суздаля были его богатые воскресные базары, где можно было найти все, что душе угодно: сено, тес, дрова, зернофураж, все разнообразие даров тогдашних садов и огородов, молочную продукцию... Завсегдатаями распродаж являлись не только приезжие из ближних и дальних деревень и сел, но и невесть откуда бравшиеся китайцы, которые торговали игрушками: мячиками на резинке, пистолетами-пугачами, стрелявшими увесистыми пробками и детскими пистонными пистолетиками...

Под торжище отводилась огромная территория: не только Торговая площадь (не только ее нынешняя вымощенная булыжником часть, но и пространство перед домами на противоположной от дороги стороне), но и Советская площадь (сейчас в ее центре расположен Вечный огонь). Базар размещался и там, где сегодня перед Торговыми рядами раскинулся сквер (на фото).

Скопление народа на базаре способствовало появлению там экспресс-фотографии, которой занимался также известный в городе фотограф Иван Алексеевич Рыбкин (крестный отец В.И. Назарова и его двоюродный брат). Исконный суздалец, он участвовал в гражданской войне и являлся первым в городе человеком, удостоенным ордена Красного Знамени. И.А. Рыбкин был женат на дочери А.А. Соболева Марии Александровне. В те годы экспресс-фотография широко распространилась по стране и была популярна в народе. Она требовала меньше дорогостоящих фотоматериалов, стоила дешевле павильонной, и получить ее можно было буквально минут за 40, а, если не было очереди, то и того меньше - минут за 15-20.

Своим побочным заработком (а жили тогда горожане трудно, многие вели полуголодное существование) И.А. Рыбкин занимался следующим образом. На северную сторону пристройки (ныне несуществующей) Казанской церкви вешал фон - матерчатые декорации с изображением цветов, гусей и прочего. На этом фоне и производилась съемка специальной камерой-лабораторией, стоящей на треноге. Камера представляла из себя деревянный ящик с верхней откидывающейся крышкой. Впереди располагался объектив, в задней части - матовое стекло, вместо которого при съемке вставлялась кассета с фотобумагой размером с открытку. Внутри камеры стояли три ванночки - с проявителем, водой и фиксажем. По бокам имелись два матерчатых рукава, необходимые для зарядки кассет, обработки снимков и смены воды. Первый снимок - негатив - делали обычным образом: вынимали из фиксажа, устанавливали перед камерой на специальное приспособление. Затем первоначальный объектив меняли на другой или на него надевали линзовую насадку и фотографировали уже негатив. После чего процесс проявки фотобумаги повторялся. Еще сырой снимок заворачивали трубочкой в газету и вручали заказчику.

Интересно, что отец Валерия Ивановича Назарова в то же время построил себе камеру-лабораторию наподобие рыбкинской и успешно использовал ее для получения семейных фотографий.

На размещенном здесь снимке запечатлена часть тогдашней базарной территории и ансамбль Казанской и Воскресенской посадских церквей (видна пристройка к храму, на стену которой вешали декорации - фон).