СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ БОГОЯВЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В СУЗДАЛЕ

Богоявленская церковь в Суздале на старой фотографии начала XX века Богоявленская церковь в Суздале. Фото начала XX века.

В 1618 году Русскому государству пришлось испытать новое вражеское нашествие. Польский королевич Владислав, которого в 1610 году кучка изменников бояр призвала на трон русских царей, еще раз попытался с помощью польско-литовского войска осуществить свои «права» на царский престол.

Это была совершенно безнадежная авантюра, не нашедшая никакой поддержки в России. От Владислава отвернулись даже его бывшие сторонники из числа бояр.

Польско-литовской армии удалось дойти до Москвы, но овладеть ею она оказалась не в состоянии и вынуждена была бесславно вернуться обратно. После провала этой попытки интервенции даже самым твердолобым польским панам стало ясно, что в войне с Россией у них нет никакой перспективы, и в 1619 году между Россией и Польско-литовским государством было заключено перемирие.

Об этих событиях напоминает жалованная грамота, выданная в 1619 году царем Михаилом Федоровичем суздальскому служилому человеку Ивану Ивановичу Полтеву. Его служба во время вражеского нашествия описывается в грамоте следующим образом:

«А он, Иван помня бога и пречистую богородицу и православную крестьянскую веру, и наше крестное целованье, с нами великим государем царем и великим князем Михаилом Федоровичем всея Русии на Москве в осаде сидел, и за православную крестьянскую веру и за святые божия церкви и за нас великого государя, против королевича Владислава и польских, и литовских и немецких людей и черкас стоял крепко и мужественно, на бое и на приступах бился не щадя головы своей и ни накакие королевичевы прелести не прелстился и многую свою службу и правду к нам и ко всему Московскому государьству показал, и будучи в осаде во всем оскуденье и нужу терпел».

За эту службу царь награждает Ивана Полтева тем, что пятая часть поместья превращается в вотчину.

В XVII веке в России были два вида земельных владений: поместья — дававшиеся во временное пользование и вотчины, являвшиеся полной собственностью владельца.

Поместья, дававшиеся за службу и, в основном, на время службы, продолжали оставаться государственными землями. Лица, их получавшие, не могли их ни продать, ни заложить, ни подарить, ни завещать кому либо, ни отдать в монастырь в виде вклада на помин души. Если владелец поместья умирал, не оставив взрослых сыновей, то поместье обычно отбиралось, а вдове оставлялась лишь часть земли «на кормление». Поместье отбиралось также за пренебрежение службой.

Права владельцев вотчин видны из следующих слов грамоты:

«...в той вотчине он Иван и ево дети и внучата и правнучата волны и волно ему и ево детям и внучатам и правнучатам та вотчина продат и заложит и в приданые дат и в монастырь по душе до выкупу дат...».

В течение XVI века Московское правительство усиленно заменяло вотчинное землевладение поместным, стремясь таким путем поставить служилых людей в возможно большую от себя зависимость.

С начала XVII века начинает определяться обратная тенденция. Учащаются случаи, когда в награду за верную службу служилым людям разрешается превратить часть данных им поместных земель в свои наследственные вотчинные владения. Одновременно фактическое положение поместных и вотчинных земель начинает постепенно сближаться. В начале XVIII века разница между этими двумя видами землевладения была официально уничтожена и все поместные земли были объявлены вотчинами их владельцев.

По мере роста и совершенствования государственного аппарата правительство получало все больше иных возможностей воздействия на служилых людей. Между тем, опыт применения поместной системы показал, что люди, получавшие поместья во временное пользование и не рассчитывавшие передать их своим детям, часто хищнически вели хозяйство, разоряя крестьян и истощая землю.

Жалованная грамота Ивану Полтеву относится как раз к тому времени, когда стал намечаться возврат от поместной системы землевладения к вотчинной.

Необходимо отметить, что в одном отношении и на владельцев вотчин было наложено ограничение. Сам Иван Полтев или его потомки могли дать вотчину в монастырь, но монастырь не имел права ее удержать. Данная «по душе» вотчина оставалась в монастыре только «до выкупу». Право выкупа имели другие члены того же рода, в данном случае члены рода Полтевых. При этом в грамоте фиксируется и цена, по которой должна выкупаться вотчина — полтина за каждую четверть (полдесятины) земли. Оговорено, что если никто из рода Полтевых не захочет выкупить вотчину, то она будет выкуплена казной.

Такой порядок в отношении земельных вкладов в монастыри был результатом постановлений двух церковных соборов 1580 и 1584 годов, на которых царской власти удалось заставить церковных иерархов принять решение о прекращении дальнейшего накопления монастырями земельных владений.

Эта жалованная грамота не только свидетельство доблестной военной службы суздальца Ивана Полтева в трудную для России годину. Она является документом, в котором отразились сложные процессы замены одной формы землевладения другой формой, и в ней же мы находим конкретный пример твердого проведения русским правительством политики по ограничению монастырского землевладения.

Суздаль | Старые фото | Богоявленская церковь