Фотография Суздаля начала XX века.
Рассказывая о жизни Суздаля в какие бы то ни было времена, волей-неволей приходится упоминать о местных органах власти, регулировавших эту жизнь. Приходится упоминать и некоторые должности, бывшие в системе государственного и местного аппаратов управления (воевода, бургомистр, городничий, гласный думы и др.). Чтобы правильно понимать процессы в обществе, действия властей и поступки отдельных людей, надо всегда знать, что за власть распространялась в данное время и каково было ее влияние на ход описываемых событий.
Вот, например, воеводство - распространенная в Московском государстве, а потом в России до 1775 года, форма местного управления.
Слово «воевода» пришло от древних славян, где оно обозначало «предводитель войска». В славянских племенах, где не было постоянных, «кадровых», военных, каждый мужчина в случае нужды становился воином («воем», - как тогда говорили).
На случай войны племенное вече выбирало воеводу, власть которого в сформированном войске была практически безграничной.
Bо времена Киевской Руси при великом князе была уже «штатная» военная единица - дружина. Старшие дружинники назывались княжескими воеводами. При разделении Руси на уделы у каждого князя было свое небольшое постоянное войско, свои воеводы. В военное время они были во главе военной силы, а в мирное исполняли разные гражданские должности.
После образования Московского государства в XIV веке право назначать полковых воевод стало принадлежать только московскому государю. В качестве местных правителей воеводы первоначально являлись в виде исключения. В тех пограничных городах, где требовалось длительное время держать войско в ожидании нападения неприятеля, посадник или наместник, обладавшие гражданской властью, получали право руководить войском. В таком случае они назывались «местными воеводами» в отличие от «ратных воевод».
В XVI веке местные воеводы стали именоваться «годовыми», потому что назначались для управления данной местностью сроком на год. Затем - «городовыми», т.к. назначение годовых воевод распространилось и на другие, удаленные от границ государства, города. Опричник Ивана Грозного Генрих Штаден в своих записках о Москве, рассказывая об организации русской армии, продолжает: «Как эти военачальники, так и другие им подобные бывали правителями, воеводами или наместниками в особых областях с городами - уездах - и сменялись каждые два года. И все их прогрешения, преступления, постыдные дела, всякое людодерство и насилие - все, что причиняли они купцам и мужикам, да и забыли - все это выносили наружу те, кто приходили им на смену».
Надо полагать, что в Суздале воеводство образовалось не ранее XV века - после присоединения Суздальско-Нижегородского княжества к Москве и в условиях постоянно грозящей опасности нападения со стороны Орды. Документы не говорят о воеводстве в Суздале в первой половине XV в., летопись же, повествуя о событиях 1411 года во Владимире, свидетельствует о владимирском наместнике, не называя его воеводой.
Всеобщее введение воевод относится к началу XVII века. Смутное время обнаружило необходимость иметь в каждом городе военную власть и, сверх того, такой орган управления, который связывал бы провинцию с Москвой и простирал бы свою власть на все классы провинциального общества. Суздальским воеводой в 1608 году был назначен Федор Плещеев.
А.Д. Варганов писал о том, что «в 1612 году большой отряд суздальцев под командой воеводы Измайлова выступил на помощь народному ополчению Д.М. Пожарского». Создается впечатление, что воеводой в Суздале был Измайлов. Уместно в связи с этим процитировать Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Измайлов Артемий Васильевич - окольничий. Сильно выдвинулся при Самозванце, которому служил с Путивля и которым был пожалован в думные дворяне и окольничие. При Шуйском занимал пост дворецкого. В 1611 г. Измайлов с кн. Масальским привел к Москве Владимирское ополчение, но после гибели Ляпунова вернулся воеводой во Владимир. Содействовал образованию второго земского ополчения, но не был сам в составе его». Между тем, известно, что Д.М. Пожарский руководил именно вторым ополчением.
В города воеводы посылались вместе с помощниками («товарищами») или с дьяками и подьячими. Последние, в отличие от подьячих, занимавшихся только письмоводством, назывались «подьячими с приписью», т.к. имели право заверять воеводские документы, направляемые в Москву, своей «приписью». Присутственным местом была «съезжая» или «приказная» изба. Учреждение это, весьма сложное по составу и функциям, разделялось на «столы» и ведало, в основном, регламентацией жизни и деятельности управляемого города и уезда. Степень власти воеводы, при котором были дьяки, была больше, чем у воеводы с подьячими.
Писцовая книга Суздаля 1617 года отмечает в кремле «двор воеводский, куплен посадом». Размещался этот двор «от Ильинских ворот по левой стороне». В одном ряду с воеводским двором были дворы двух воеводских подьячих и съезжая изба.
Воеводы держали в руках почти все отрасли местного управления. Им поручался набор войск, раздача хлебного и денежного жалования, разверстание службы между служилыми людьми; они обязаны были ловить воров, разбойников, преследовать беглых, принимать меры против пожаров, эпидемий, запрещенных игр, соблазнительных зрелищ. Воеводы были судьями. По Уложению царя Алексея Михайловича, воевода, при котором не было дьяков, не имел права судить вотчинных, поместных и холопских дел, а в остальных делах имел право рассматривать иски, не превышающие 20 рублей. Все дела, превышающие власть воеводы, поступали прямо в Москву.
Дела «разбойные, татебные и убийственные» подлежали ведению губного старосты, за которым воевода должен был иметь надзор.
Со временем губные учреждения фактически превратились в аппарат воевод, и после этого воеводы наложили руку на земское самоуправление. Лишь в финансовом и экономическом отношении земские власти оставались независимыми. Реформа 1708 г., положившая начало разделению империи на губернии, мало коснулась существа воеводской должности. Во главе губерний стали губернаторы и вице-губернаторы, которые однако ограничились общим надзором. Действительное же управление городами и уездами оставалось в руках воевод, переименованных в коменданты.
Более крупное преобразование совершилось в 1718-20 г.г. Губернии были поделены на провинции, которые управлялись воеводами или вице-губернаторами.
В 1727 году многие новые должности и учреждения местного управления были упразднены. Вместо того были назначены воеводы во все те города, где они были во времена Московского государства. Число воевод возросло: появились воеводы «пригородные», «городовые» и «провинциальные», которые вместе с губернаторами сосредоточивали в своих руках все отрасли управления и суда.
Анания Федоров в своем «Историческом собрании» отмечает: «Главнейшие во граде Суждале из светских: содержатель града провинциальный воевода в ранге полковника, при нем товарищ воеводский в ранге коллежского асессора и один секретарь, и при них разного звания канцелярских и прочих служителей довольное число, коим велено было всем пропитание свое иметь от дел».
С 1763 г. суздальскому воеводе были зачислены в штат прокурор и еще один секретарь.
Учреждением о губерниях 1775 года звание воеводы было упразднено.
Суздаль | Старые фото | На старых фото вы можете увидеть как выглядел Суздаль в начале XX века