Воскресенская церковь Суздаля на старом фото.
Проведению реформы, начавшейся в России в 1708 году, должен был сопутствовать учет всего населения в восьми губерниях, на которые было разделено Российское государство. Для этого учета правительство назначило подворную перепись, при которой хозяин каждого двора обязан был сообщить обо всех живущих при нем людях. Переписи подлежали и «бездворные» - работающие по найму бобыли, и свободные крестьяне, а также обитатели монастырей и служители при них. Важно было зафиксировать хотя бы приблизительно число потенциальных производителей товарной продукции, налогоплательщиков и резервов для армии.
Поехали по городам и весям чиновники, заскрипели дверные засовы и гусиные перья, засвистели кнуты по крупам неторопливых лошадей и по спинам уклоняющихся от переписи. К осени 1710 года сенат получил достаточно содержательные для статистической работы списки всего населения России.
В ведомости, поданной от Суздаля, есть много примечательного, говорящего о состоянии города и его жителей в 1710 году. Одна из таких примечательностей - упоминание о девичьем монастыре, существовавшем в этом году при Воскресенской церкви. За монастырем числился штатный дьякон. Обязанности попа в этом случае выполнял, видимо, церковный поп, но дьякон был «свой», монастырский.
В официальных суздальских документах подобный монастырь - при церкви - уже встречался. В писцовой книге 1628-29 годов записано: «Да у Никольских ворот церковь Николы Чудотворца древяна верх, да трапеза теплая Петра и Павла верховных Апостол деревяна клетски, строение мирское приходных людей, а у церквей на монастыре одиннадцать келий, а в них живут шестнадцать стариц». Так что Воскресенский монастырь - не «первопроходец». Другое дело, что о нем ничего до сих пор не было известно.
Тут, видимо, необходимо пояснить, что же такое вообще - монастырь. Словарь русского языка XI-XVII веков помогает понять, как толковалось слово «монастырь» в те времена, когда записывался в писцовую книгу Никольский и когда образовывался Воскресенский. «Монастырь, - гласит Словарь, - религиозная община монахов и монахинь; церковно-хозяйственная организация». Как видно, стены, ворота и башни не были первоначально необходимыми атрибутами монастыря. Главное - община, совместное обитание людей, объединенных общими интересами. В данном случае - интересами монашества.
Слово «монастырь» пришло из греческого языка и в своей основе имело понятие - одинокий, живущий уединенно. Христианское монашество как учреждение, созданное с определенной сознательной целью и имеющее приспособленную для этого организацию, появилось лишь в IV веке, но развитие его идеи шло непрерывно с первых же времен христианства. В раннем христианстве отдельные люди, отрекаясь от благ мира, посвящали себя исключительно проповеди слова Божия, другие, отрекаясь от брака и имущества, посвящали себя служению бедным и нуждающимся в помощи членам христианских общин.
Сначала стремившиеся к обособлению оставались в населенных местах, даже в семье, порывая лишь все сношения с окружающим, а иногда поселялись в кельях около церкви, в которую ходили молиться. Эта древняя форма монашества была широко распространена в Греции, затем, после принятия Русью христианства, перешла в Россию. Словарь В. Даля отмечает, что в некоторых местностях России «монастырем» называли церковную ограду. Очевидно, так и произошло смещение понятия: под словом «монастырь» стали понимать стену, окружающую храм. А понятие «религиозная община» отошло на второй план.
Основателем общежительной формы монашества считается Пахомий Великий. Около 340 года в христианском районе Египта, к северу от г. Фивы, из разрозненно обитавших отшельников Пахомий организовал общежитие и написал его устав. Согласно уставу монахи поселялись в отдельных кельях по три человека (позднее уставами других христианских монастырей предусматривалось поселение по два человека в келье и по одному). Известное количество келий составляло лавру. Анания Федоров в своем «Историческом собрании о Суждале» сообщает, что в какие-то далекие времена Александровский девичий монастырь назывался лаврой. Судя по всему, в нем было именно такое число келий, которое позволяло монастырю быть лаврой. При ликвидации малобратствующих обителей в 1741 году Александровская лавра была ликвидирована, а в ней на этот момент было деревянных келий: одна настоятельская и двадцать монашеских.
Общежительствующие монахи должны были трудиться. Работы распределялись между ними сообразно с силами каждого. Они состояли сначала в обработке земли для собственных потребностей, в изготовлении рыболовных сетей, корзин и хозяйственного инвентаря, затем стали развиваться ремесла - кузнечное, ткаческое, кожевенное и др. Излишки производства должны были раздаваться бедным.
Близ мужского монастыря, основанного Пахомием, его сестрой был основан женский монастырь, организованный почти на тех же началах, что и мужской. Этот прецедент позволил впоследствии Василию Великому организовать свой мужской монастырь в Понте поблизости от уже существующего женского, основу которого заложили его мать и сестра. Традиция была перенесена на Русь, где до наших дней во многих городах и селах осталась память о буквально соседствовавших мужских и женских монастырях.
Монашество на Руси начало активно развиваться с XI века, главным образом, после основания в 1062 году Киево-Печерского монастыря. Строгая подвижническая жизнь первых печорских монахов давала пример для последования, и число монастырей стало расти. В XII веке в Киеве уже было до 17 монастырей, в Смоленске 5, в Чернигове 4, в Галиче Южном и Полоцке по 3. На юге развитию монастырей мешали постоянные набеги кочевников, поэтому искавшие уединения пробирались на север и здесь устраивали монашеские общины. В Новогороде и окружающих его землях в XII-XIII веках было около 30 монастырей. Летописи говорят об одном суздальском в эти времена - Дмитриевском.
Татаро-монгольское шествие повлекло за собой уничтожение многих монастырей на Руси: одни обители были разорены и сожжены дотла, другие просто обезлюдели, третьи же, не восстанавливаясь на прежних местах, уходили на север в леса и болота - туда, где не достигли бы их летучие отряды ордынцев. Монашество переместилось в северо-восточную Русь - и здесь в XIV-XV веках было основано много крупных монастырей, в числе которых суздальские Спасский и Покровский. По-видимому, к этим же временам следует относить и основание в Суздале Васильевского, Ризположенского, Троицкого и Александровского.
В XV-XVI веках в Московском государстве было до 300 монастырей. Умножение их числа шло почти стихийно, и епархии оказались не в состоянии регулировать этот процесс. Монахи, пренебрегая уставом, могли свободно уходить из монастыря, не спрашивая ни у кого согласия, избирать себе уединенные места, строить кельи. Достаточно было собрать несколько братии - и образовывался монастырь, на который не стоило труда выхлопотать пожертвования от благочестивых людей. Пожертвования чаще всего выражались в передаче монастырю земель и крестьян. А монастырская собственность не облагалась государственным налогом. С увеличением числа монастырей и ростом их льгот увеличилось и количество монахов, шедших в монастыри не по призванию, а искавших в них лишь более спокойной, беззаботной жизни. Само стремление к отшельничеству вело иногда к бродяжничеству и подрывало монастырскую дисциплину. Монахи, постриженные поневоле или из знатных родов, продолжали вести чисто светскую жизнь - к соблазну монастырской братии. Жалобы на упадок нравов в монастырях достигали правительства.
В XVII веке духовные и светские власти пришли, наконец, к выводу, что многие монастыри возникли без видимой нужды. Церковные соборы 1667 и 1681 годов запретили совершать обряд пострижения где-либо кроме монастырей. Бродячих монахов стали ловить и заключать в монастыри для исправления поведения. Очевидно, в эти годи было закрыто монашеское общежитие при Никольской церкви в суздальском кремле. Соборы предписывали епископам определять самим нужность того или иного общежития монахов. Нужные зарегистрировать как положено, определить им подчиненность и условия материального обеспечения жизни монахов: за счет доходов с монастырских вотчин или от руги - пособия из государственной казны. Ненужные предлагалось распустить и монахов приписать к одному из официально существующих монастырей.
Общежитие монахинь при Воскресенской церкви возникло, видимо, в середине XVII века и просуществовало как монастырь недолго. Назначение к этому монастырю штатного дьякона могло означать, в частности, что духовные власти склонны были дать монастырю статус официального учреждения. Но реформы Петра I, ужесточившие требования к монашествующим, пресекли попытку «легализовать» это общежитие. Солидного покровителя не оказалось - и к первой ревизии (1719 г.) Воскресенского монастыря в Суздале уже не было. Текст: В. Огурцов