ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ И НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКВИ НА СТАРОМ ФОТО

Христорождественская и Никольская церкви Суздаля Ансамбль Христорождественской и Никольской церквей Суздаля. Старое фото начала XX века.

Река Каменка для Суздаля - существенная естественная деталь, такая, которую специалисты по городской архитектуре называют «градообразующей рекой». Действительно, город, образовавшийся на месте древнего поселения, «обрастал» постройками, жавшимися к реке. Река была и кормилицей, и поилицей, и защитой.

К сожалению, вольное обращение с историческими материалами, которые используются разными авторами книг о Суздале, часто приводит не просто к казусам, но и к неверной трактовке значения того или иного объекта заповедного города.

Вот что написал о Каменке один из таких авторов (Ф. Кудрявцев. «Золотое кольцо». Ленинград, 1974 г.): «Обмелевшая теперь Каменка в древности представляла собой важный торговый путь. У главной ее пристани, в юго-восточном углу кремля, стоял, как положено, деревянный храм Николы. Он сгорел, и на его месте в 1720 году построили одну из самых привлекательных и типично суздальских церквей - Никольскую».

Сначала - небольшая поправка: каменная церковь построена здесь не именно в 1720 году, а в 20-х годах XVIII столетия - так считают специалисты, ибо даты постройки и освящения новой церкви в документах не обнаружены, а пожар, истребивший почти весь город, произошел в середине лета 1719 г. Как же надо было суздальцам стараться, чтобы, бросив все, за полтора года успеть построить каменную церковь!

А теперь - о существенном. Анания Федоров, повествуя о Каменке, не указывает на то, что она была когда-то судоходно-торговой рекой. Мысль о судоходстве возникла позже, когда вдруг почему-то вспомнили, что святой Никола был покровителем мореплавателей. Примитивная ассоциация Никольской церкви, ближайшей к реке (потому что в Суздале было еще 2 Никольских церкви), с мореплаванием дала неверную посылку к последующим рассуждениям о Суздале - торговом порте волжского бассейна. А как быть с Никольскими церквями в многочисленных «сухопутных» селах? Тоже выдумывать: «Тут в глубокой древности была судоходная река, но потом исчезла»?

Нет. Достаточно взглянуть на извилины Каменки в черте современного города, на глаз прикинуть максимальную ее ширину и глубину (даже в той самой древности), задуматься о потенциале дающего начало реки, источника, вообразить себе движение по этой реке плотов и стругов с грузами, чтобы сделать заключение: Суздаль для речного торгового порта не годился. Замерзшая Каменка - другое дело. Санные обозы древней и средневековой Руси шли именно по рекам. Но к санным обозам святой Никола никакого отношения не имел. Зато он, кроме мореплавателей, покровительствовал еще и плотникам! Вот эту его роль почему-то забывают. Плотник же во времена повсеместного деревянного строительства был важнее купца-мореплавателя. Тогда все становится на место: Николе-плотнику посвящали свои церкви суздальцы.

Суздаль | Никольская и Христорождественская церкви в кремле