Панорама Суздаля с колокольни Воскресенской церкви. Старая фотография начала XX века.
Весьма часто приходилось слышать от гостей нелепый вопрос: «Зачем этому крохотному городку понадобилось такое количество церквей, соборов, да монастырей?» С таким же успехом можно задать не менее нелепый вопрос, зачем так много живописных картин находится в одной Третьяковской галерее? Или зачем так много дорогих изваяний собрано в одном крошечном Петергофе?
Суздаль - это не Петергоф и не Третьяковская галерея. Архитектурная красота Суздаля - это выражение человеческого отношения к сути самой идеи, воплощенной в каждом сооружении и в каждом изделии. Ведь все это, прежде всего, обязательная доля повседневной жизни. Доля, естественно предопределяющая главное и неотделимое условие умиротворенности и душевного равновесия живших здесь в древние времена русских людей.
Суздаль создавался отнюдь не для того, чтобы стать городом-музеем. Его храмы - это отнюдь не «украшение родного города». Но чтобы понять, в чем оно состояло, нужно не просто узнать долгую историю города, но и осознать глубинный смысл ее неизбежности и ее неотвратимости. То есть, не только вспомнить все события, прямо или косвенно определявшие историческую судьбу города, но и понять, как эти события воспринимались и оценивались их непосредственными участниками. Ведь все деяния наших предков, все их творчество обуславливались не нашим сегодняшним, а их собственным миропониманием, их чувствами и их духовными запросами.
Со временем менялись условия общественной жизни древней Руси, а вместе с ними порою самым неожиданным и радикальным образом менялась и исполняемая Суздалем роль в этой жизни.
Сперва это был город-крепость, как и множество других приграничных городов Северо-Восточной Руси. Крепость и форпост в борьбе с частыми набегами заволжских и придонских кочевников - печенегов, хазар, половцев. Затем при Юрии Долгоруком Суздаль становится столицей Ростово-Суздальского княжества, все же сохраняющей некоторую зависимость от Ростова Великого. А еще веком позднее становится столицей самостоятельного Суздальского княжества. И, наконец, вообще утрачивает политическое значение и приобретает совсем иное, и видимо главное свое назначение, в результате чего и становится тем, что нам сегодня известно об этом городе.
Красота каждого архитектурного памятника в Суздале отнюдь не в его конфигурации, не в композиции его фасадов, и даже не в сочетании отдельных элементов, составляющих рисунок каждой стены. Все это необходимо, но необходимо не для досужего украшательства, а для создания какой-то особой гармонии, какой-то символики, подсказанной в каждом отдельном случае зодчему его художественным внутренним чутьем.
Постойте подольше у каждого храма. Попытайтесь не рассматривать его части, а наблюдать за ним в целом, не выделяя отдельных элементов, и вы, несомненно, ощутите, что каждый храм создает в вашей душе какое-то особое настроение. Один, струясь шатровым куполом к небу, как бы уносит вас в мир облегчающего душу благоговения. Другой - приветливой величавостью своих форм, замыкающихся сверху плавным очертанием легких маковок, ласковой гурьбой окружающих центральный купол, рождает чувство радостной устремленности к какой-то светлой надежде. Третий задумчивым спокойствием своей непритязательной внешности, напротив, рождает в душе щемящее чувство какой-то утраты, неосознанную горечь безвозвратности. А еще один просто ласкает сердце манящей красотой и акварельно-прозрачной нежностью по-девичьи чистого облика. И у каждого храма - новое чувство, новое, неповторимое в своей индивидуальности построение и соответственно - иное состояние сознания.
Возникающие в вашей душе настроения и есть то, чем жил зодчий, создавая своим воображением внешний облик каждого суздальского храма. И именно в этой непостижимой способности передавать через формы и объемы то или иное настоящее и состоит творческий гений зодчего и красота храма. Смотрите все старые фото Суздаля