Афанасьевская церковь (1719 г.) с шатровой колокольней, в кремле вблизи пожарной каланчи. Старое фото начала XX века.
Афанасьевская церковь, располагалавшаяся в кремле, вблизи пожарной каланчи, была снесена в 1926 году.
Среди множества икон, сопровождающих православную веру в Русской земле, есть лишь одна, которая изображает битву. Она не похожа на икону в привычном для нас понимании. Скорее, это - иллюстрация к летописному сказанию о битве новгородцев с суздальцами. Икона написана в Новгороде в XV веке, а сказание относится к событиям 1170 года.
В этом году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, утверждая положение своего княжества, послал к Новгороду войско с единственной целью - подчинить этот город себе. Войско возглавил сын Андрея Мстислав. Поддерживали Андрея и приняли участие в походе вместе со своими отрядами князья из Смоленска, Рязани, Торопца, Полоцка, Мурома.
Однако новгородцы во главе с князем Романом ответили на это выступление активной обороной. Три дня велись оборонительные бои против штурмующих острог суздальцев, а 25 февраля новгородцы вышли из города и в жестокой битве, продолжавшейся до темноты, разгромили войско княжеского сына Мстислава Андреевича.
Возникает закономерный вопрос: зачем же нужно было по поводу этого военного события создавать икону? Ответ надо искать в глубине политических событий, происходивших на Руси в XIV веке. Шла активная борьба за воссоединение русских княжеств. Городов, претендовавших на роль политического центра в этой борьбе, было несколько: великими князьями именовались князья Твери, Рязани, Москвы, Нижнего Новгорода. И тогда, в XIV веке, невозможно было предугадать исход этой борьбы.
Великий Новгород, сохраняя к этому времени свою независимость от посягательств соседних княжеств, зорко следил за положением и действиями великих князей Московских. Дело в том, что задолго до правления на Москве великого князя Ивана Калиты (1328-1340 гг.) сложилась традиция, по которой князь Московский, получая в Орде ярлык на великое княжение, одновременно, как бы автоматически, становился и князем Новгородским. Естественно, что в Великом Новгороде поддерживалось все это время глухое недовольство такой зависимостью. Выразить это прямо не позволяла политическая обстановка, но косвенно новгородцы это сделать могли. Известно было, что великие Московские князья переняли могущество северо-восточной Руси от своих Владимиро-Суздальских предшественников. Значит, если каким-либо образом высказать идею превосходства новгородцев над суздальцами, то это должно ударить по престижу Москвы на политической арене. Тут и вспомнили о 1170 годе.
И спустя почти 160 лет после злополучного похода Мстислава на Новгород родилась легенда о божественном предопределении исхода той битвы новгородцев с суздальцами. Эта легенда создавалась по указанию новгородского епископа Моисея, державшего в своей епархии курс на независимое положение Новгорода. В легенде, повторившей частично летописные сведения, появились небольшие «уточнения»: когда войско суздальцев подошло к городу, то новгородскому архиепископу Ивану-Илье «был глас», велящий вынести из церкви икону богородицы и выставить ее против нападающих. И еще: когда Суздальцы пошли на штурм острога, икона повернулась к городу и заплакала. Иван-Илья тут же пояснил новгородцам, что таким образом богородица молится за Новгород. А слезы ее - знамение, знак. Так в середине XIV века в Новгороде возник культ иконы «Знамение богоматери». Икона была объявлена главной новгородской святыней, и для хранения ее в 1355 году была построена первая на Руси церковь в честь «Знамения» (или Знаменская).
Понятно, что культ этой иконы не поддерживался ни в Москве, ни в Суздале, - до тех пор, пока в 1477 году Московский великий князь Иван III не совершил поход на Новгород. Результатом этого похода была ликвидация новгородской независимости. В последующие годы Иван III планомерно расселял новгородцев по разным городам Русского государства. Некоторые семьи попали в Суздаль. Анания Федоров со слов весьма почтенных граждан этого города называет фамилии переселенных: Нагибины, Жинкины, Вихревы, Шерышевы и др. Вместе с переселенными новгородцами в Суздаль пришел и культ иконы «Знамение». Только этот культ подвергся некоторой «переработке» в пользу проводимой Иваном III политики образования единого Русского государства.
Дело в том, что новгородское «Знамение» праздновалось в сочетании с поминанием великомученика Якова Перса - в один и тот же день 27 ноября. Поэтому в Новгороде в Знаменской церкви был второй алтарь - в честь святого Якова Перса. Был там еще и третий, посвященный святому Афанасию. Эта традиция сохранилась и после того, как икона «Знамение» пошла в Москву и другие города Русской земли в XV веке. Но только Яков Перс был заменен Яковом Алфеевым, день поминания которого 9 октября, ведь именно 9 октября 1477 года Иван III выступил с войском из Москвы в поход на Новгород, разбил в битве на реке Шелони новгородское ополчение и окончательно присоединил Новгород к Московскому государству. Теперь икона «Знамение» становилась как бы «второстепенным лицом». На первое место вышел Яков Алфеев со своим 9 октября как символ торжества политики, проводимой великим князем Московским и всея Руси. Этот символ следовало чтить, - и в русских городах поразному откликнулись на переориентацию святынь.
В Суздале «схитрили»: Знаменскую церковь поставили в Ризположенском монастыре, женском. Поставили без алтарей, посвященных хотя и святым Якову и Афанасию, но все же мужчинам. Кроме всего прочего, эта церковь была бесприходной, так что до горожан смысл почитания «Знамения» вкупе с датой начала похода Ивана III не доходил. А чтобы соблюсти церковный этикет и никого не обидеть, в кремле, на нынешней улице Лебедева построили церковь в честь святого Афанасия (день поминовения его тоже 9 октября). В церкви сделали придел в честь «Знамения», а Якова Алфеева как бы «забыли».
Суздаль | Старые фото | Афанасьевская церковь с шатровой колокольней