ФОТОГРАФИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ СУЗДАЛЯ

Крестный ход у стен Ризоположенского монастыря Крестный ход у стен Ризоположенского монастыря. Фото начала XX века.

Настоящим городом Суздаль стал тогда, когда поселение на высоком берегу Каменки было обнесено оборонительными сооружениями - насыпным земляным валом и деревянной стеной. Произошло это, по данным археологии, в X столетии. С этого времени и полагается отсчитывать возраст города, а вместе с ним отмечать памятные даты, которые целесообразно разделить на две категории. Одна из них - это даты истории собственно города, его жителей, городских зданий и сооружений, городских улиц и площадей, объектов жизнеобеспечения и управления. Другая - это даты, относящиеся к истории церквей, монастырей, духовенства и находившихся в ведении духовных лиц слобод с их населением, угодьями и строениями.

Такое разделение объясняется несколькими причинами, главная из которых - собственность. Начиная с древнейших времен, территория Суздаля была собственностью князя (царя, императора), а территории, на которых размещались монастыри и церкви, принадлежали лицам духовного сословия. Население города составляли люди, приписанные к посаду, - ремесленники, огородники, торговцы, промысловики. Они платили в городскую казну определенные налоги и исполняли постановления городской власти. Монастыри и церкви в доход города ничего не вносили, городским властям не подчинялись, а обитатели монастырей, священно- и церковнослужители гражданами города не считались. Население монастырских слобод обслуживало монастыри, получало за это жалование и подчинялось настоятелям монастырей.

Потому и существуют две истории Суздаля - церковная и светская. Согласно церковной истории, Суздаль известен с 990 года, когда сюда будто бы приезжал киевский князь Владимир Святославич, чтобы крестить Владимиро-Суздальскую землю. Согласно светской истории, Суздаль начинает функционировать как административно-территориальная единица в Киевском государстве с 1024 года, поскольку именно под этой датой город впервые упоминается в письменных источниках.

Как известно, русские летописи писали ученые монахи, исполняя заказы князей и выражая отношение к описываемым событиям с позиций своего сословия. Вот как представлена летописцем обстановка в Суздальской земле весной 1024 года. Был голод: очевидно, предыдущий год выдался неурожайным. Земледельцы заволновались: где взять зерно на посевную, если уже съедено то, что оставлено на семена? Тут подоспели языческие жрецы (волхвы) и указали на закрома местных феодалов. Поддавшись «дьявольскому наущению», земледельцы кинулись грабить их амбары. Те, естественно, стали защищать свое добро. Получилась солидная драка.

Нечто подобное произошло потом в России в 1917 году, только масштабы были покрупнее. Однако летописцу важно было отметить не голод, косивший земделельцев и вынудивший их пойти на грабеж, а заговор волхвов - противников насаждаемого христианства: «Всташа волхвы в Суждали». Разумеется, всякое восстание против господствующей идеологии, по понятиям клерикально ориентированного летописца, должно быть подавлено. Это и сделал прибывший в Суздаль князь Ярослав Мудрый. Нечто подобное произошло потом в России в 1921 году: кронштатский мятеж шел под лозунгом «Советы без коммунистов». Для ликвидации мятежа партия большевиков направила в Кронштадт воинские части под командованием К.Е. Ворошилова. А Ярослав Мудрый, жестоко расправившись с Суздальскими волхвами, на прощанье «просветил» оставшихся в живых горожан: «Голод, мор, засуху и другие бедствия Господь насылает на какую-либо землю за грехи людские».

А как описано в летописи разорение Суздаля татаро-монголами в 1238 году? Вот этот фрагмент летописи. «Татары станы свои разбили у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль, и разграбили церковь святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных и всех людей убили, а юных монахов и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов, и жен их, и дочерей, и сыновей - всех увели в станы свои, а сами пошли к Владимиру». Такое создается впечатление, что кроме монахов, попов, дьяконов и их семейств, в Суздале и жителей-то не было.

Потом историю России стали писать дворяне. В. Татищев, Н. Карамзин и другие историки, взяв за основу летописи, обобщили содержащиеся в них разрозненные сведения, прибавили к ним выявленные в архивах материалы и сориентировали свои сочинения относительно процесса развития монархической формы правления и роли боярства и дворянства в становлении Российской империи.

Истории провинциальных городов, входивших в состав империи, отведено в этих сочинениях место третьестепенное, «закулисное». Эти города упоминаются лишь в связи с событиями, отмеченными в летописях. И уж, конечно, не, нашлось там места селам и деревням, ремесленникам, лавочникам и солдатам: от всего этого пахло потом, дымом и навозом - запахами, совершенно чуждыми благородному дворянскому обонянию. Особенно - столичному.

В различных учебных пособиях по истории России непременно фигурируют сведения о княжении в Суздале таких-то и таких-то князей, об объединении княжества то с Владимиром, то с Нижним Новгородом, то с Городцом, о присоединении его к Москве, о дальнейших преобразованиях княжества - сначала в провинцию, а потом в уезд. Но городу-то Суздалю какая от всего этого была корысть? Облегчалось налогообложение? Да нет, не облегчалось. Отменялись телесные наказания? Нет, не отменялись. Учреждались казенные приюты, больницы и училища? Нет, не учреждались.

Посещали город великие князья, цари и члены императорской семьи. Но они прибывали не для встреч с горожанами, а в монастыри - в Спасо-Евфимиев и Покровский. И вклады делали не в развитие города, а в монастырские ризницы.

Бояре и дворяне владели в Суздальском уезде отменными черноземами, но тщетно искать сведения о том, что на средства такого-то помещика в городе построены для общественных нужд бани, мосты через Каменку, здания школы, аптеки и т. п.

Город строили и содержали на свои средства посадские люди - купцы, мещане и ремесленники. И еще - воеводы, чьими стараниями организовывались в городе и строительство, и мощение улиц, и противопожарные мероприятия, и охрана прав и привилегий горожан. Смотрите фотографии исторических событий