Церковь Иоанна Предтечи (1805 год) в селе Павловское. Фото: Павел Сухов.
Павловское впервые упоминается в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты. В этом древнейшем документе оно названо селом, значит, здесь уже тогда существовала церковь. Многие века она была деревянной, не раз строилась заново. Как выглядел павловский храм в далеком прошлом? Это осталось скрытым в мраке времени. Известно лишь, что в 1637 году к деревянному храму Рождества Иоанна Предтечи был пристроен зимний придел в честь святителей Федора и Иоанна, суздальских чудотворцев.
В начале XVIII века павловская церковь очень обветшала. Хотя село было небольшим и небогатым, павловские крестьяне во что бы то ни стало решили построить новый деревянный храм. В 1729 году церковный староста Кондрат Васильев хлопочет у епископа Суздальского Иоакима о строительстве новой церкви: «В сельце Павловском приходская церковь Божия, старинное здание, весьма обветшало, и ныне крестьяне имеют обещание построить в селе церковь Божию новую». Благословение епископа было получено, и крестьяне за один год выстроили новую деревянную церковь, которая отличалась бедностью и простотой, так как храм был построен только на средства жителей села. Кроме того, в нем по штату не полагалось причта, и богослужение исполняли священнослужители суздальского Рождественского собора. Из клировых ведомостей известно, что в 70-е годы XVIII века священнослужителем павловского храма был Андрей Тимофеев, дьячком - Федор Иванов, пономарем - Иоанн Иванов.
В областном архиве сохранились уникальные документы начала XIX века, относящиеся к строительству каменного храма, в том числе ходатайство, которое было принято на сельском сходе. В нем говорится следующее:
«В нашем селе церковь Рождества Иоанна Предтечи деревянная, уже несколько лет плохая. Посему прихожане на месте сей деревянной построить желают каменную. На счете наличной церковной суммы имеется 900 рублей, и еще прихожане из доброй воли из своего владения на устроение церкви жертвуют 25 десятин пахотной земли.
По сему прошению села Павловского священник Тимофей Андреев руку приложил. За старост за неумением их писать Иван Преображенский по их просьбе руку приложил. Писал грамоту крестьянин Архип Купреянов».
Еще в 1770 году Священный Синод принял решение не строить новых храмов в тех селах, где приход составлял менее 40 дворов. В селе Павловском в 1804 году насчитывалось 56 дворов, поэтому разрешение на строительство было получено. Итак, в 1805 году на средства прихожан был построен новый храм. Все работы выполнялись самими жителями села. Это был кирпичный, побеленный известью храм в традициях суздальского зодчества, часть которого и сохранилась до нашего времени. Он представляет собой довольно высокий и соразмерный четверик, венчающийся небольшим луковичным куполом на восьмигранном световом барабане. Немного позднее, в 1810 году, к летней церкви были пристроены зимний придел и колокольня.
В 1864 году местные крестьяне-каменщики пристроили еще один придел, который освятили в честь святых бессребренников Козьмы и Дамиана. Он находился с левой стороны, а придел Федора и Иоанна - с правой. Новый кирпичный храм хотя и далеко превосходил прежний, деревянный, но первоначально был очень скромен. Стены церкви внутри лишь побелили известкой. Единственным украшением интерьера служил пятиярусный иконостас простой столярной работы.
В 1860 году павловским священником стал Алексей Григорьевич Миловидов. Он был родом из Гаврилова Посада, окончил в 1843 году Владимирскую духовную семинарию. За усердную службу имел немало наград. В семье Миловидова было пятеро детей. Сыновья Алексея Миловидова - Александр, Петр и Иван - пошли по стопам своего отца.
Псаломщиком церкви Иоанна Предтечи с 1821 года в течение 57 лет служил Александр Павловский, который был направлен сюда после окончания Суздальского духовного училища. Из архивных документов известно, что он обучал первоначальной грамоте крестьянских детей. Этот факт очень важен: еще задолго до открытия школы павловских ребятишек учил на дому дьячок! Родители платили ему за эту услугу пять рублей серебром в год.
По инициативе Миловидова для павловского храма в Москве были приобретены иконы, серебряные, густо позолоченные сосуды. На колокольне появился солидный колокол. Усердие прихожан, на чьи средства украшалась павловская церковь, заметило епархиальное начальство. В 1876 году приход стал самостоятельным. В благодарность за это в том же году жители села всем миром построили большой, крытый жестью дом священника. Он находился напротив храма и стоял первым у крутого спуска к реке, поэтому это место стали называть Поповой горой или Поповкой. Небольшой дом дьячка, который сохранился до нашего времени, стоял рядом.
Церковным старостой в тот период был Федор Илларионович Созонов. В 1872 году Святейший Синод наградил его Похвальной грамотой. В областном архиве можно прочитать «Дело об усердной службе церковного старосты села Павловского крестьянина Ф.И. Созонова». Трудно перечислить все его собственные пожертвования на украшение храма. Например, большой колокол в 308 пудов, заказанный павловцами, стоил 4858 рублей. Взнос Ф.И. Созонова составил 4000 рублей. Всего за девять лет Федор Илларионович пожертвовал на украшение церкви 7000 рублей серебром, огромную для того времени сумму.
Владимирский священник Павел Ильинский опубликовал во «Владимирских епархиальных ведомостях» (№6 за 1883 год) очерк «Павловское», где отметил порядок в религиозно-нравственном состоянии павловцев: «Суеверий и грубых обычаев в селе не слыхать. Долг таинства и святого причастия в большинстве исполняется ежегодно». На левом берегу реки Ченьдяревки находилась церковная пашня. По решению схода ее обрабатывали поочередно, а доход с нее шел на содержание храма и причта.
В 1877 году священнослужителем павловского храма назначается Иоанн Степанович Введенский. Он родился в селе Заполицы Суздальского уезда. Отец Иоанн преподавал также закон Божий в Павловском начальном земском училище, которое было открыто в 1874 году. В 1882 году он получил от владимирского епископа Феогноста «Благодарность за ревностное проповедование слова Божьего».
Из книги «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской губернии» мы узнаем, что в 1896 году в Павловском насчитывалось 108 дворов и 665 жителей. «Причт имеет добровольных пожертвований до 300 рублей в год, пахотной земли 30 десятин, сенокосной 3 десятины и усадебной 1 десятину. Земля дает причту дохода 200 рублей в год».
В 1893 году настоятелем храма стал Михаил Георгиевич Делекторский. Старожилы села еще помнят его могильное надгробие, которое находилось у алтарной стены церкви. М.Г. Делекторский служил в церкви Иоанна Предтечи более четверти века. Он окончил в 1872 году полный курс Владимирской духовной семинарии, восемь лет работал в должности народного учителя. В Павловском он жил с семьей в церковном доме на Поповой горе. Отец Михаил все эти годы был законоучителем в Павловской школе. Его сын Николай окончил Владимирское духовное училище, учительствовал в Павловском, а затем в Улове.
Псаломщиком в храме Иоанна Предтечи в то время служил Иван Алексеевич Дмитриевский, обладавший очень красивым и сильным голосом.
В 1910 году Василий Розанов, благочинный округа, к которому относилось Павловское, сообщал следующее: «Усердие прихожан выражается в хождении в храм Божий по воскресеньям и праздникам, в исполнении христианского долга исповеди и причастия и в пожертвованиях на украшение приходского храма».
В конце XIX - начале XX века разбогатевшие павловские подрядчики и зажиточные крестьяне Вавиловы, Башловины, Низовы, Кондратьевы, Авдеевы вкладывали немалые средства, чтобы украсить храм. Благодаря их стараниям появились богатые хоругви, трехярусное паникадило, колокола, иконы, подсвечники и другая церковная утварь. Интерьер украсила стенная живопись, которая восхищала своей красотой. В начале XX века на средства И.К. Вавилова рядом с церковью возвели стройную, изумительной красоты часовню. Вокруг церкви была устроена добротная ограда. За порядком в храме ревностно следил церковный староста Иван Васильевич Назаров и две матушки: Анна и Александра, жившие в сторожке при церкви. Так усилиями нескольких поколений павловцев храм Иоанна Предтечи приобрел процветающий вид и стал гордостью и радостью наших предков.
В 30-е годы XX века павловская церковь разделила судьбу многих других русских святынь. Она была закрыта, разорена, полуразрушена. В здании храма в разные годы находились клуб, общежитие, мельница, зернохранилище, склад. Наконец пришло время собирать камни. В 1994 году началось возрождение церкви Иоанна Предтечи. Но это уже другая страница её многовековой истории, которая будет написана в будущем.
Суздаль | Храмы Суздальского района | Храм в селе Павловское