РУИНЫ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ СПАССКОЕ ГОРОДИЩЕ

Руины Богородице-Рождественской церкви в селе Спасское Городище Руины Богородице-Рождественской церкви (XVIII век) в селе Спасское Городище. Фото: Павел Сухов.

Для туристов, приезжающих в Суздаль на несколько дней, Суздальское бюро путешествий и экскурсий организовывает экскурсионные поездки в другие города, достопримечательные места. Благодаря этому туристы по ходу движения автобуса знакомятся и со многими селами Суздальского района.

И первое, на что они обращают внимание при осмотре панорамы села, это... разрушающаяся, заброшенная церковь. Сбитые кресты, пустые глазницы окон, сорванная кровля, вместо луковиц-главок торчат одни металлические каркасы, видны трещины в стенах, лес сорняков и кустарник на сводах, позеленевшие стены, груды битого кирпича. Вокруг здания церкви нет никакой ограды, площадь возле нее, как правило, поросла бурьяном...

При виде руин церкви в центре села возникает тягостное ощущение: как будто здесь прошла бомбежка, ураган или землетрясение... Беда случилась - точно. И с каждым новым селом усиливается ощущение безысходности.

И не очень уютно чувствует себя экскурсовод. Он попадает в неловкое положение. А ведь любое культовое здание - это памятник. Памятник человеческого труда.

Церкви в суздальских селах построены в XVIII-XIX веках. До этого на их местах существовали другие - деревянные. И была, наверно, веская причина у жителей села для того, чтобы на месте старой деревянной церкви построить новую: сгорела или уж слишком обветшала старая, кончилась эпидемия или другая какая-нибудь общая беда, или просто, чтоб не отстать от соседей. Постройка каменной церкви стоила недешево, и деньги на нее собирали не один год. Всем миром. Жертвовали на возведение храма помещики и купцы, но большую часть средств собирали крестьяне. На медные крестьянские деньги строились, на медные крестьянские деньги и украшались церкви.

Церковь была единственным общественным зданием в селе. С ней прочно была связана вся жизнь крестьянина, точнее все самое главное в его жизни: здесь его крестили, здесь венчали, здесь он крестил и венчал детей, здесь навсегда прощался с родителями, отсюда и его самого провожали в последний путь.

Здесь же у церкви решали крестьяне и свои мирские дела: обсуждали раздел общинного луга и общинной запашки, здесь решался вопрос о рекрутах и податях, здесь определялась очередь на общественные работы.

Естественно, что культовое здание отличалось от обычной жилой застройки и своей архитектурой. Церкви являлись украшением села. Они определяли центр села, его планировку. Нередко крестьянские дома располагались вокруг церкви, или (в больших селах) улицы лучами отходили от церкви. Церковь была архитектурной доминантой в ансамбле села и своеобразным ориентиром для путешественников: откуда бы ни ехал, ни шел человек, завидев шатер или шпиль колокольни, он знал: жилье близко.

Кроме того, приходя в церковь, крестьянин с малых лет видел перед собой иконы в украшенных ювелирами окладах, резные сени, шитые искусными мастерицами покрова. Красота поражала, восхищала, завораживала, постепенно становясь привычной. И вышивая долгими вечерами рубаху, украшал резьбой колыбель ли, прялку ли, выездные сани ли, крестьянин видел перед собой прекрасные среднерусские пейзажи, вспоминал образцы того ученого искусства, что видел в церкви. Культовое и народное искусство взаимопроникали, дополняли развитие друг друга. Так или иначе церковь была частью уклада сельского жителя. После революции церкви закрыли, превратили в склады, в машинные дворы, в руины.

А, наверное, с поруганной церкви в центре села начинаются то запустение, заброшенность, неухоженность, в коих пребывают наши русские села, вызывая боль. Создается впечатление, что люди живут здесь временно, как на вокзале. Вспомните, как обихожены усадьбы в Суздале, и какая заброшенность во многих селах: поваленные заборы, кучи угля, разбросанные стройматериалы, трубы, вместо цветов возле дома бурьян в рост человека. А что делается на машинных дворах и фермах - лучше не смотреть...

Очень больно слышать от туристов упреки нам, русским, за ту неприглядную картину, какую мы видим в наших селах. Куда же далась вековая русская культура?

Давайте же все вместе что-то делать. Давайте попытаемся навести порядок в собственном доме - никто за нас это не сделает. И, может быть, в первую очередь надо выполнить наш долг перед предками - восстановить разрушенные церкви в наших селах. И тем почтить их память.

Суздаль | Храмы Суздальского района | Руины Богородице-Рождественской церкви в селе Спасское Городище