ЦЕРКОВЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СЕЛЕ СУХОДОЛ

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Суходол Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1704 г., 1825 г.) в селе Суходол. Фото: Владимир Сухов.

«Село Суходол, что на речке Суходолке, в 8 километрах от Владимира, принадлежит к древнейшим русским поселениям владимирского края» - читаем мы в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» 1893 г. Упоминается оно еще в грамоте великого князя Василия Иоанновича от 1515 года. Великий князь приказывает давать с этого дворцового села в пользу причта Дмитриевского собора во Владимире «по 2 четверти ржи, по 1 четверти пшеницы да по ситу гороха, да по две деньги на соль и дрова». Другие источники указывают на то, что есть еще более ранее упоминание этого села, относящееся к XII веку в связи с походом Всеволода III против Ростово-Суздальского боярства. Легенды, живущие в народе, рассказывают о том, что село это было названо Суходолом монголо-татарами в период их нашествия из-за отсутствия в этих местах воды. Знакомясь с источниками, мы узнали, что свое название село получило от речки Суходолки, являющейся левым притоком реки Суворощ. Что касается названия речки, оно, несомненно, произошло от особенностей местности, по которой Суходолка протекает. В «Списке населенных мест» по сведениям 1859 года слово «суходол» объясняется как «овраг, образовавшийся от высохшей реки». В толковом словаре С.И. Ожегова - «долина, заполняемая лишь талыми водами, исчезающими к лету». Именно здесь, на суходоле, на окраине Суздальского ополья и обосновались первые жители села. Старые названия улиц «Завражье», «Покаляиха», «Рачки», «Поповская» и окрестностей «Ивка», «Долгий враг», «Мышкино», «Оспицыно», «Удавленница» и другие позволяют нам предположить, что наши предки-основатели села были славянами-переселенцами. В каждом названии окрестностей заключена мудрость народная и его простота, страница истории Суходола.

О ранней истории села сведений немного. До XVII века оно было дворцовым. В XVII веке оно находится во владении Андрея и Ивана Акинфовых. В XIX веке переходит к помещику Платону Евграфовичу Языкову, позднее - генералу Баранову. О последнем известно, что жил он в Петербурге, а в имение лишь временами наезжал. До середины XIX века село было небольшое - 40 дворов. В центре находился господский дом с большим садом. Церковь была здесь сначала деревянная, затем каменная, потому Суходол и селом называется. Дворов тогда было мало, но семьи были многочисленные. В 40 дворах 383 человека жили, по 9-10 человек в семье. К началу XX века количество дворов увеличилось до 100, а количество жителей до 869 человек. Пожалуй, никогда, ни позже, ни раньше, не было село так многолюдно. Земли только вот маловато было. Надушу приходилось по 0,49 десятин удобной земли. Приходилось арендовать у соседей. Автор текста: Е. Юдина, ученица 10 «А» класса Садовой средней школы.

Главная достопримечательность села Суходол – церковь, построенная в стиле петровского барокко. Церковь здесь существовала издревле, еще в 16 веке Суходол называли селом. В патриарших окладных книгах 17 века (1670 г.) значится церковь святого апостола Андрея Первозванного «в вотчине Андрея Акинфова». Она была, вероятно, деревянная. Каменная была построена в 1703 году на средства окольничего Никиты Ивановича Акинфова. Отдельно от церкви в 1840 году возвышалась каменная колокольня, построенная на средства помещицы генеральши Барановой.

В 1825 году церковь имела четыре престола: в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, святого апостола Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. О внутреннем убранстве, очень богатом когда-то, мы можем судить только по описанию, дошедшему до наших дней. В нем упоминаются древние иконы, в том числе чудотворная Тихвинская икона Божьей матери, в ризу которой был вделан крест со святыми мощами. Из ценных вещей были евангелие 1653 года и напрестольный «среброназлащенцый крест» 1767 г. В церкви были погребения помещиков села, жертвенники в окнах. Из всего убранства в церкви к моменту ее ремонта остались лишь надписи над жертвенниками в окнах и око всевышнего под куполом.

При церкви были земли: усадебные, пахотные, сенокосные. По штату полагалось иметь священника и псаломщика. Для священника был выстроен деревянный дом напротив церкви. До революции в нем обучали сельских детей. Старожилы вспоминают, что вокруг церкви стояла ограда из деревянных брусьев на кирпичном фундаменте. Вдоль ограды росли сирень и акация. Внутри ее находилось кладбище, где хоронили почетных и знатных людей села. Массивные мраморные памятники, ажурные ограды и даже склепы можно было здесь увидеть.

Говорят, что церковь эта первоначально называлась Казанской. Но однажды в поле нашли икону Богоматери Тихвинской. Хотя ее достали из-под снега, она была совершенно неиспорченной. От места находки иконы до церкви прошел крестный ход, икону посчитали богоявленной и церковь переименовали из Казанской в Тихвинскую.

В 30-е годы церковь постигла та же участь что и большинство сельских церквей в советское время. Сначала сослали священника Морева с семьей, службы прекратились, потом церковь совсем закрыли и разграбили. С колокольни сняли все 12 колоколов, вывезли металлическую утварь. В 50-е годы разрушили колокольню, кирпич использовали для строительства фермы. В церкви был сначала склад, потом мельница и гараж.

В 1998 году началось восстановление церкви на пожертвования прихожан. Печальное зрелище она представляла собой и внутри, и снаружи: голые, исписанные непотребными словами стены, выломанные окна и двери, груды мусора и обвалившаяся крыша. Жители села создали церковную общину. В нее вошли люди, которые остались верны своим религиозным взглядам. Старостой выбрали Н.И. Кузину, уважаемую на селе женщину. Сначала добровольцы вывезли грязь и мусор, отмыли стены, принесли свою кое-какую утварь (столы, иконки, покрывала) и в апреле 1999 года на Пасху возобновились церковные службы, можно сказать, произошло второе рождение церкви.

За прошедшие годы церковь преобразилась и приобрела свое былое величие. Белоснежные стены, голубой купол и сверкающий золотом крест радуют взоры жителей села. Слова благодарности произносят отцу Александру, который начал восстановление, отцу Владимиру, который занимается этим до сих пор, суходольским мастерам Ю. Шершову, Н. Шканову, В. Шиленкову и другим, мужчинам и женщинам, кто не пожалел времени, сил и денег на это благое дело. Благодарны сельчане и всем, кто помогал и помогает средствами: уроженцу нашего села А.В. Щавлеву, администрации района и АО «17 МЮД» (Ф.Н. Рянину) и другим спонсорам.

9 июля 2003 года в церкви была проведена праздничная служба в честь Тихвинской богоматери (престольный праздник в селе). Вел службу архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Все было очень торжественно, красиво. Архиепископ поблагодарил церковную общину села, прихожан за то, что они возродили церковь, и выразил надежду на духовное возрождение нашего общества. Отец Владимир, суходольский священник, рассказал об истории церкви и поздравил прихожан с 300-летием храма. Службу посетили люди, которые помогали: А.В. Щавлев, зам. главы администрации Садового сельского округа, О.А. Казаковцева и другие. Храм был освящен. В заключение архиепископ Евлогий побеседовал с жителями села, а отец Владимир подарил икону Андрея Первозванного со святыми мощами и веткой оливы с горы Афон. Автор текста: Т. Иванова, староста с. Суходол.

Суздаль | Храмы Суздальского района | Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Суходол