АНСАМБЛЬ ЦЕРКВЕЙ В СЕЛЕ КОНСТАНТИНОВО

Церковь Константина и Елены и Михаило-Архангельская церковь в селе Константиново Церкви Константина и Елены (1816) и Михаило-Архангельская (1856) в Константиново.

«Мое село Константиново запомнилось мне звоном колоколов. Каждый престольный праздник с утра слышались то тяжелые, бередившие душу удары, то мелодично-ласковый перезвон. Мать бросала все дела и, несмотря на ворчанье отца, торопилась в церковь.

Отец - участник гражданской войны - был атеистом: не верил ни в бога, ни в черта. Матери же в религиозных делах не мешал.

Звонили не только в нашем селе. В тихую погоду редкие, но гудящие удары доносились со стороны Янева, села, где была самая высокая в округе колокольня, а на ней - самый большой из соседних сел колокол.

Отчетливо слышался звон колоколов и с Ивановско-Шуйской колокольни, села с интересной и древней историей.

Потом священника вместе с семьей выслали в Сибирь. Веками складывающаяся в селе жизнь заглохла. Звонить в колокола разрешалось только в пасхальные дни.

С утра первопрестольного праздника на колокольне устанавливалась очередь: звонили подростки и школьники, парни и молодые мужчины. Над селом стоял сплошной гул, переходивший иногда в беспрерывное блямканье. Это отводили душу те, кто не мог раскачать язык самого большого колокола. Они довольствовались малыми колоколами, которых с полдюжины висело по другую сторону площадки тридцатиметровой звонницы. Потом односельчан лишили и этого удовольствия.

Осенью 1936 года в селе Константиново появилась группа невзрачно одетых мужнин. Говорили, что они будут сбрасывать с церкви колокола. «Как?.. Зачем?.. Кому они помешали?.. » - Подобные вопросы не давали покоя не только взрослым, но и нам - детям.

Люди почему-то не верили, что какие-то трое или четверо мужиков смогут снять с такой высоты многопудовые металлические махины. Особенно самый большой колокол, у которого один язык весил не менее центнера. Между тем работа на площадке звонницы продолжалась. Под большим и пожарным колоколами мужики-пришельцы подвели деревянные клети, перепилили ножовками крепленья, и колокола сами опустились на эти нехитрые деревянные сооружения, покатом установленные на круглых катках. При помощи лебедки и тросов большой колокол подтянули к проему в центре звонницы. В адрес орудующих на верхотуре мужчин слышались проклятья селян.

Возмущениям, казалось, не будет конца. Однако выражали их едва ли не шепотом. Селяне помнили: некоторое время назад человек пять наиболее недовольных властями односельчан арестовали и под конвоем милиционера угнали в Суздаль. О судьбе их долгое время не знали даже родные. Неслучайно обстановка в селе была такой, будто в каждом доме покойник.

Первым рухнул на мерзлую землю большой колокол. Он ударился так, что земля заходила у нас под ногами. Потом в него полетел язык с набалдашиной на конце. При ударе в перевернутый раструбом вверх колокол послышался сначала резкий, а затем протяжный унылый звук. Впечатление такое, будто перед наступающей смертью колокол испускал дух. Следом в него полетел пожарный колокол, раз в пять или шесть меньше первого. От удара пожарный колокол развалился на части, а от большого отвалился лишь его толстый край. Как сейчас помню сверкающие свежей медью куски.

Колокола разбивали два дня подряд. Потом металл погрузили на несколько саней и по первопутку отвезли во Владимир на железнодорожную станцию. Пошел слух, что из них будут делать патроны, которые требовались для расстрела многочисленных врагов народа. Так это или нет - утверждать не берусь.

Колокольный звон в селе Константиново прекратился. Первое время о нем еще вспоминали, а затем и вспоминать перестали.

Ровно через год судьба колоколов постигла и звонницу. Чтобы обрушить ее, подбили угол и правую стену. В пробитые ниши вставили довольно толстые деревянные кругляши. Колокольня балансировала на них, как живая.

Когда «антихристы», а именно так называли рушителей церкви, подготовительные работы закончили, кругляши облили бензином и подожгли. Колокольня упала вечером. Да так ударилась о земь, дома аж подпрыгнули.

Будто сраженный в бою великан, колокольня долго потом лежала крестом на север. Мне запомнилось, как на протяжении недели из щелей кровли вылетали чудом оставшиеся в живых галки.

Все лето колхозники чистили из обрушившихся стен кирпич, а так как колокольня была сделана на сложном известковом растворе, цельного кирпича было немного: преобладали половняк и щебенка. Из них потом колхозные каменщики заложили фундамент для новой конюшни. Вот так, на обломках старого, создавалась эта новая нерадостная жизнь. А разобраться, стоило ли огород городить?... Не легче было изготовить кирпич самим, как это делали наши деды и прадеды?

Прошли годы. Теперь не слышно не только колокольного звона, но и самого села Константиново уже нет». Н. Вахтанов.

Суздаль | Храмы Суздальского района | Храмы в селе Константиново