Церковь Ефрема Сирина с колокольней (1755 год) в селе Омутское. Фото: Павел Сухов.
Село Омутское, древнее...
Вспоминается мне раннее июльское утро 1945 года. Над селом еще не улеглась пыль от прошедшего колхозного стада. Солнце только поднималось из-за заречной деревеньки Турово. Мы сидели на скамеечке около дома Натальи Куприяновой.
Мой собеседник — друг, любитель старины, страстный книжник, с широкой окладистой бородкой русского крестьянина — Михаил Кузьмич Костин. Он — почтенный человек в омутском колхозе.
Накануне привез я ему свои записки по истории села Омутское. И вот теперь не спалось ему, он досаждал меня разными вопросами.
— А кто же такая княгиня Мария, которая владела нашим селом? О каких лугах спорили спасские монахи, и с кем?
Пришлось рассказ начать со времен далеких.
Итак, это было много лет назад. Княгиня Мария была женой суздальско-нижегородского князя Даниила Борисовича. В это время росло и расширялось Московское княжество. Оно стремилось объединиться с Суздальским.
В 1393 году московский князь Дмитрий (Донской) завладел столицей Суздальско-Нижегородского княжества — Нижним Новгородом и изгнал оттуда князя Даниила и его отца Бориса в Суздаль, где они и основали Спасо-Евфимиев монастырь, как крепостной форпост против Москвы.
В результате борьбы двух княжеств Москва овладела Суздалем, и Суздальское княжество было воссоединено с Московским.
В 1425 году умер князь Даниил. Жена его Мария постриглась в Александровский монастырь в Суздале под именем Марины. Уходя в монастырь, она отдала свои и унаследованные от мужа владения Суздальскому Спасскому монастырю, в том числе и село Омутское вместе с крестьянами и благодатными урожайными землями.
В 1764 году село Омутское было отобрано у монастыря и передано государству.
Мы долго затем шли молча, глядя на новые колхозные постройки. Дядя Миша о чем-то задумался. Вышли на крутой бережок, где река Ирмес впадает в Нерль. Перед нами раскинулись необъятные цветистые луга по обеим сторонам реки. Теперь все это богатство было омутского колхоза.
А в XV веке луга принадлежали князю Ивану Ивановичу — сыну Ивана III, владевшему селом Лопатницы. Спасский архимандрит упросил его отдать эти луга монастырю за то, что монахи будут вечно за князя бога молить и намолят ему после смерти царство небесное — рай. В 1490 году князь отдал луга «на устье реки Подексы под холмом, да другой луг на Hepли, называемый занелицким, что выше холму» монастырю за обещанный рай.
Итак, соседние луга села Омутское были уже Спасского монастыря, а омутскнм крестьянам кормить скотину стало нечем.
— Ведь это было 455 лет назад, — подсчитал Михаил Кузьмич, — а смотри — вон холм-то стоит и теперь. Сколько же он видел истории?
От Омутского мы пошли берегом Нерли. Необозримые глазом поля тянулись до Суздаля. Колосилась рожь, ее тучные колосья набирали спелость, клонили высокий стебель.
— Говорят, здесь монастырь был, но его разрушили? — спросил спутник.
— Да, — ответил я. — Это был древний Троицкий монастырь на берегу Нерли. Когда он был основан, нам до сих пор неизвестно. Назывался он Липецким. И поле от него получило название Липецкое. Поле это полито кровью. В 1445 году казанские татары напали на Русь. Дети Улу-Мухаммеда, Мамутек н Якуба, подошли к Суздалю и остановились за Hepлью около деревни Исады. Монахи Липецкого монастыря сообщили об этом в Спасский монастырь, где расположились по берегам Каменки московские дружины во главе с великим князем Василием II (Темным). Враги применили хитрость — они расступились на флангах, а потом окружили русских. Более 2000 пало в этом бою «мужей и князей». Здесь же был взят татарами в плен и Великий князь Василий. Татары захватили и сожгли Суздаль.
Мы вышли на шоссе. Молча простились. Я сел на попутную машину и... долго глядел туда, где мы расстались. А Михаил Кузьмич все еще стоял на одном месте, как завороженный, н глядел на поле.
Суздаль | Храмы Суздальского района | Храм в селе Омутское