Село Кидекша
Суздаль | Все церкви Суздальского района | Архитектурный ансамбль в селе Кидекша
Архитектурный ансамбль в селе Кидекша, вид с квадрокоптера. Фото: Павел Сухов, 2018 год.
Кидекша - старинное русское село, раскинувшееся среди широких полей в четырех километрах к востоку от Суздаля. На окраине села, на правом берегу реки Нерль, расположен живописный архитектурный ансамбль, сложившийся в XII-XVIII веках. Древнейший памятник ансамбля - белокаменная церковь Бориса и Глеба (1152 год), возведенная в укрепленной резиденции Юрия Долгорукого.
В состав архитектурного ансамбля в селе Кидекша входит ряд памятников бывшего монастыря: Святые ворота (начало XVIII века) с фигурным волнистым верхом; восьмигранная на квадратном основании колокольня (XVIII век), типичная для суздальских построек этого типа, но более архаичная, с прямым верхом. Церковь Стефана (1780 год) с двускатным покрытием, напоминающая жилой деревянный дом. В 1955 году восстановлена кирпичная ограда монастыря.
Постройка замка была вызвана политикой Юрия Долгорукого, направленной на изоляцию местной знати, которая выступила против усиления княжеской власти. В 1238 году «городок» Кидекша вместе с церковью Бориса и Глеба был разорен монголо-татарами, но уже в следующем году храм был восстановлен и освящен. Позднее на территории бывшей княжеской резиденции возник монастырь, упраздненный в 1764 году, постройки которого вместе с древней белокаменной церковью образовали единый архитектурный ансамбль, красиво вписанный в окружающий пейзаж.
Построенная русскими мастерами из белого тесаного камня церковь Бориса и Глеба представляет собой небольшой четырехстолпный одноглавый храм с тремя массивными апсидами. Каждый фасад храма соответственно внутренним подкупольным столбам расчленен на три части плоскими двуступенчатыми выступами, переходящими вверху в полукруглые завершения стен - закомары. Глухие, лишенные украшений стены и щелевилные, как бойницы, окна делают храм похожим на крепость. Лишь скромный арочный поясок, охватывающий храм посредине, смягчает строгий облик здания, в крепостных чертах которого сказался суровый характер эпохи феодальной раздробленности.
С такой же простотой и суровостью решено и внутреннее пространство храма. В полукруглых нишах стен установлены белокаменные гробницы, в которых похоронены сын Юрия Долгорукого Борис и его жена Мария.
Храм дошел до нас в искаженном виде. Обрушившиеся в XVII веке белокаменные своды заменены кирпичными, посводное покрытие - четырехскатным, заменен верх восточной части церкви, заложена часть древних окон и растесаны новые. Первоначальный пол был на 80 см ниже современного. В XIX веке к западному фасаду пристроена кирпичная паперть.
В ряду памятников архитектуры XII века церковь Бориса и Глеба занимает выдающееся место. Ее значение определяется тем, что это была первая белокаменная постройка, положившая начало славной истории владимиро-суздальского зодчества.