Село Улово
Суздаль | Достопримечательности Суздальского района | Село Улово 56.303876, 40.518556
Село Улово Суздальского района с высоты птичьего полета смотреть видео
Село Улово расположено на берегу реки Уловка, в 11 километрах юго-восточнее Суздаля. Впервые упоминается в 1796 году, в связи с постройкой Ильинской церкви, выполненной в классических архитектурных формах, характерных для конца XVIII века и стилизованной в традициях местного Суздальского зодчества, которая в настоящее время является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. В 1896 году в селе насчитывалось 103 двора, 309 мужчин и 334 женщины. смотреть видео
Село Улово. Фото: Пятидесятые годы XX века.
Ильинская церковь в Улово расположена в центральной части села, на возвышенном правом берегу реки Уловка. Вместе с колокольней является высотной доминантой среди окружающих строений жилой застройки.
В композиции главенствует стройная высокая колокольня и большая прямоугольная трапезная, вытянутая с севера на юг. Основной объем небольшой, цельный и простой двусветный четверик с завершением из глухого цилиндрического барабана и луковичной главы. К нему с востока примыкает полукруглая апсида, а с запада большая трапезная с боковыми приделами, каждый из которых с востока имеет полукруглые алтари. В плане объемы обособлены, имеют разную форму и размеры. Основной объем квадратный, апсида полукруглая, трапезная в форме прямоугольника, вытянутого в поперечном направлении, как и общий контур колокольни с палатками.
Ильинская церковь с колокольней в селе Улово, ул Ильинская, 24. Фото: Павел Сухов, 2007 год.
К архитектурно-художественному оформлению фасадов Ильинской церкви относятся: На углах филенчатые пилястры, вокруг окон наличники с развитой карнизной полочкой. Четверик: внешние стены четверика украшены угловыми спаренными плоскими пилястрами, грани апсиды украшены плоскими пилястрами. Апсида имеет венчающий профилированный карниз с «сухариками». Сложный венчающий карниз четверика имеет «зубчики» и «сухарики». Внешние стены четверика регулярно членятся оконными проемами (в первом ярусе – с арочными перемычками, во втором – с каменными наличниками – «коромыслами»). Дверные проемы четверика украшены клинчатой перемычкой. Трапезная: углы трапезной украшены пилястрами с нишами; оконные проемы трапезной имеют клинчатые перемычки, окно в центре – арочной формы, с клинчатой перемычкой. Колокольня: украшена во втором ярусе спаренными пилястрами-полуколонками с капителями. Третий и четвертый ярусы колокольни имеют плоские спаренные пилястры. Оконные проемы колокольни украшены арочными перемычками. Второй и третий ярусы колокольни имеют треугольные фронтоны. Дверные проемы колокольни украшены килевидными завершениями с арочными перемычками, пилястрами, имеют прямоугольные аттики с «зубчиками» и «сухариками», аттики украшены декоративными ромбами. Палатки колокольни украшены прямоугольными декоративными нишами, небольшими декоративными элементами в виде кокошников, круглыми и полукруглыми декоративными элементами с арочными перемычками.
Капитальные стены сложены из большемерного кирпича. Размер кирпича трапезной – 270х75х120 мм, размер кирпича палаток колокольни – 230х65х110 мм. В основном объеме свод глухой, сомкнутый, высокий; в апсиде - конха; в трапезной – вспарушенные своды;
Четверик покрыт четырехскатной кровлей; апсида – конусообразной; крыша трапезной: трехскатная на приделах, двускатная на средней части, купольная на алтарных частях; колокольня покрыта скуфьей. Стропила и обрешетка – деревянные, кровли – металлические.
Ильинская церковь в селе Улово. Фото: А. Комеч, 1962 год.
В исторической литературе указывается, что православная каменная церковь во имя Пророка Ильи в селе Улово Суздальского района была построена на средства прихожан в 1796 году.
Однако, как оказалось, эти сведения не совсем точны. В областном архиве хранится прошение на имя Епископа Суздальского и Владимирского Виктора от старосты уловской церкви Святого Пророка Ильи крестьянина Никифора Степанова от 22 июня 1796 года, подписанное вместо старосты пономарем Федором Егоровым. В этом прошении говорится, что «...по благословении Вашего Преосвященства и поданной грамоте в оном селе строится вместо деревянной каменная церковь...» и выражается просьба разрешить сбор пожертвований на строительство церкви на два года и дать опечатанную книгу для регистрации жертвователей. Из этого можно сделать два вывода:
Во-первых, до постройки каменной церкви в Улове уже существовала деревянная церковь во имя Пророка Ильи, которая к тому времени, возможно, обветшала, сгорела или перестала вмещать всех прихожан;
Во-вторых, новая каменная церковь в середине 1796 года еще строилась и нужны были средства для продолжения строительства.
И строительство столь большого храма вряд ли могло быть закончено до конца 1796 года.
Кстати сказать, как следует из резолюций на прошении, просьба церковного старосты была удовлетворена, сбор пожертвований был разрешен и опечатанная книга выдана.
Ильинская церковь была сооружена в классических архитектурных формах, характерных для конца XVIII века. По традиции, она располагалась на возвышении в центре села и ее высокая колокольня была издалека видна почти со всех сторон. В толще стен колокольни была крутая узкая лестница, по которой поднимались к колоколам. Отсюда, через большие арки звона, открывался величественный вид на всю прилегающую местность. Как на ладони были видны поля и дороги, овраги и долина речки Уловки, Дуброва и Волгуша, близлежащие села. Рассказывают, что в ясные дни с колокольни можно было увидеть даже белокаменную церковь Покрова на Hepли под Боголюбовым.
В 1865 году в церкви были освящены два престола: первый - в честь Покрова Пресвятой Богородицы 7 ноября, а второй - в честь Архистратига Михаила 8 ноября.
Согласно расписанию приходов и причтов Владимирской епархии, утвержденному 7 апреля 1873 года, Ильинская церковь в Улове была приписной, а главной в Васильковско-Уловском приходе считалась Покровская церковь в Василькове. Это деление церквей на главные и приписные было отменено в 1876 году. В последней четверти XIX века в уловской церкви был нормальный штат причта, состоящий из священника и одного причетника в звании псаломщика.
Позолота двух придельных иконостасов была произведена в начале 1870-х годов, на что прихожанами было собрано около 600 рублей. Этот факт был отмечен его Высокопреосвященством Архиепископом Владимирским и Суздальским, и прихожанам села Улово была объявлена «признательность и благословение».
Впервые земельный надел Ильинской церкви внутри дачи села Улово Суздальского уезда Опольского стана упоминается в актах межевания земель сел Улово и Васильково, проведенного в июле 1773 года. В областном архиве имеется план 2-го поля писцовой церковной земли села Улово (№ 175) площадью 10 десятин 1756 кв. саженей (копия 1877 г.).
По данным на 1870 год, при Ильинской церкви было всего 32 десятины земли, в том числе усадебной - 1 десятина, пахотной - 30 десятин и сенокосной - 1 десятина. К 1875 году площадь церковного надела из трех полей несколько увеличилась, по-видимому, с согласия и за счет уловского сельского общества, составив всего 32 десятины 1502 сажени. По данным же на 1896 год, при церкви было усадебной земли около десятины и пахотной - 32 с половиной десятины. Все поля были расположены к северу от Улова в направлении села Павловского за овражком и Поповым лужком (сейчас распахан). Обрабатывались церковные поля при помощи прихожан, хотя в истории села известны и случаи конфликтов по этому поводу между церковью и обществом.
Все жители села Улово были русские православного исповедания, раскольников среди них не было.
Первые известные нам уловские священники, по всей видимости, выбирались прихожанами из своих грамотных и достойных односельчан. Согласно существовавшему в то время порядку прихожане представляли своего кандидата епископу на посвящение.
Из упоминавшейся исповедной росписи «...Опольской десятины села Улола церкви Святаго Пророка Илии...» от 1761 года мы знаем, что умершего попа Сидора Афанасьева сменил Иван Дмитриев. В различных источниках есть также сообщения о том, что в конце XVIII - начале XIX вв. священниками в Улове были Яков Егоров (упом. 1795 г.) и Василий Егоров (упом. 1800, 1802 и 1811 гг.).
Позже, когда выборный порядок был фактически отменен, сельские священники стали назначаться епископами при наличии у них духовного образования. И в первой четверти XIX века в Улове появляются священники - выпускники Владимирской духовной семинарии:
Санинский Михаил Иванович (большой) - с 1818 г. до 1840-х годов
Сваинский Яким Григорьевич - с 1842 г.
Поспелов Дмитрий Аф. - с 1850 г.
Соловьев Семен Иванович - с 1860 г. (упом. 1870 г.)
Фоминский Василий Степанович - с 1873 г. (упом. 1880 г.)
Румянцев Алексей Павлович - с 1892 г.
Штатные сельские священники получали жалованье из казны. Так, в 1899 году церковному причту из Суздальского казначейства было выплачено жалованье в сумме 392 руб. Были, конечно, и добровольные даяния прихожан.
Церковные старосты утверждались епархиальным начальством из числа крестьян на 3-летний срок. В их обязанности входили сбор средств для церкви и забота о ее благоустройстве. Выше уже упоминался староста Никифор Степанов, от имени которого летом 1796 года было направлено прошение о сборе пожертвований на строительство каменной церкви в Улове. Из сообщений газеты «Владимирские епархиальные ведомости» мы знаем об успешной деятельности и некоторых других старост. Так, в 1869 году старостой Ильинской церкви стал Филипп Васильев, которому впоследствии за усердную службу был выдан от имени Его Высокопреосвященства похвальный лист. В межевании церковной земли, проводившейся в 1875 году, принимал участие староста Большаков (кажется, на его могиле у церкви стоял большой красивый памятник, который в 1970-е годы вывезли в одно из соседних сел).
В 1880 году старостой Ильинской церкви был Павел Филиппов, который вместе со священником Василием Фоминским получил благословение Божие от Его Преосвященства Феогноста за изыскание средств до 250 рублей и устройство живописи в храме. Вероятно, именно тогда храм был расписан фресками, следы которых сохранились до настоящего времени.
В 1883 году старосте Михаилу Финагееву (так указано в сообщении, вероятно, Михаилу Гавриловичу Финогенову) за усердие было преподано благословение Святейшего синода.
В советское время уловскую церковь постигла печальная судьба многих российских храмов. 30 января 1930 года политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о закрытии церквей. Как следует из учетной карточки церкви в селе Улово Павловского сельсовета, она перестала функционировать на основании постановления облисполкома от 17 сентября 1937 года. Вопрос о ликвидации церквей в Суздальском районе, не используемых для культовых нужд, был рассмотрен на заседании президиума исполкома Ивановской промышленной области и было принято следующее решение (протокол № 105 от 17.09.1937 г.):
«Постановили: Принимая во внимание, что религиозные общины, пользовавшиеся церквями в селениях: ...Павловское, Семеновское Красное, Улово, Теренеево Павловского сельсовета... Суздальского района, распались в 1927-1931 гг., что здания этих церквей фактически используются для хозяйственных нужд колхозов или заняты клубами и столовыми и что верующие удовлетворяют свои религиозные потребности в молитвенных зданиях в близлежащих селениях - признать указанные церкви, как молитвенные здания - ликвидированными».
Копия этого решения была направлена в контору Цветметаллом. Колокола были сняты, иконостасы разрушены. Вероятно, с ведома священника часть икон, принадлежавших Ильинской церкви, разошлась среди прихожан и не исключено, что некоторые из них сохранились в уловских семьях до сих пор. А кто знает, куда делось другое церковное имущество? Ведь в древней действующей церкви хранились не только иконы, но и медная утварь, церковные книги, метрические книги и т. д.
Церковные помещения, гулкие и прохладные даже летом, стали на долгие годы колхозным складом (зернохранилищем). На площади перед храмом зерно обмолачивали, сушили и веяли. В доме же священника какое-то время размещалось правление колхоза (до переезда в дом Астафьевых), а затем был устроен клуб, там собирались люди, а когда привозили кино, то за домом во время сеанса стучал движок. После войны (с 1945 г. по 1952 г.) избачом в клубе был Николай Матвеевич Курилов, который затем свыше 30 лет работал кладовщиком на колхозном складе.
Внутри церковной ограды к северу от храма издавна хоронили лиц духовного звания, старост и других уважаемых сельчан. По русским обычаям, место для кладбища было свято и тревожить прах мертвых считалось преступлением. Однако с закрытием церкви стало приходить в запустение и кладбище. Еще в 1940 - 1950-х годах там можно было увидеть старые надгробные памятники и могильные плиты. Некоторые из них были вывезены впоследствии из села, а некоторые, возможно, и сейчас находятся в земле у Ильинской церкви. Большинство же сельчан хоронили за рекой, на правом берегу Уловки.
Здесь похоронены многие поколения уловцев. Кладбище действует до сих пор, однако, к сожалению, могил даже военного времени не сохранилось.