БОЕВОЕ ЗНАМЯ ОПОЛЧЕНИЯ

Боевое знамя ополчения Боевое знамя ополчения. Фото: Владимир Сухов.

Уроженец Суздальской земли Дмитрий Михайлович Пожарский вошел в историю как талантливый полководец, большой патриот, один из руководителей второго народного ополчения, которое было организовано по инициативе Козьмы Минина в Нижнем Новгороде в 1611 году. Начало XVII века - сложный период русской истории, когда в результате фактического оформления крепостного права, разорения, эпидемий, многолетнего голода, крестьянских восстаний ослабевшая страна стала добычей польско-литовских интервентов.

Дело освобождения страны взял в свои руки народ, чью волю точно выразил К. Минин. Д. Пожарский немало сил приложил к тому, чтобы обмундировать, вооружить, обучить ополченцев, превратить их в настоящих воинов. Во втором народном ополчении находилось и боевое знамя, под которое было собрано около 20 тысяч человек - крестьян, ремесленников, служилых людей, представителей нерусских народностей Поволжья.

Знамена в войсках были известны с древности. Стяг красного цвета с изображением Спаса был, например, в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Знамя второго народного ополчения, знамя Пожарского, как символ воинской чести, сражалось с польско-литовскими захватчиками. Позже оно хранилось в церкви села Пурех, в вотчине Пожарского.

И только в 1827 году было передано в Оружейную палату Московского Кремля как редкая и бесценная реликвия, символ освободительной борьбы русского народа начала XVII века.

В XIX веке знамя Пожарского было описано следующим образом: «Знамя писано на шелковой материи, ширина его 1 аршин 13 вершков, длина 2 аршина 9 вершков. С одной стороны на знамени изображен Спаситель, с другой стороны изображены архистратиг Михаил и Иисус Навин, полагающий меч к ногам архистратига».

Знамя Пожарского представляет собой прямоугольное полотнище из шелковой ткани (тафты) темно-малинового цвета с писаными темперой, золотом и серебром изображениями. Изображение на знамени библейских персонажей - архистратига Михаила и Иисуса Навина - для людей XVII века было глубоко символичным и означало поддержку войск в его освободительной борьбе.

В Благовещенской надвратной церкви Спасо-Евфимиева монастыря развернута выставка «Д.М. Пожарский - национальный герой России». На этой выставке представлена копия знамени ополчения К. Минина и Д. Пожарского.

Выполнение копии было связано с решением разных проблем. В эту работу включены люди различных специальностей. Первый этап состоял в том, чтобы переснять копию на кальку и бумагу. Большую помощь в этом оказали дирекция музеев Московского Кремля и хранитель фонда тканей И.И. Вишневская.

Для копии необходима была шелковая ткань, по фактуре напоминающая старинную тафту. Выяснилось, что современный шелк туаль, который вырабатывается на московском шелковом комбинате «Красная роза», наиболее сходен с тафтой. Директор комбината «Красная роза» А.М. Дубинин нашел возможность выделить музею необходимую ткань.

Особую сложность вызвал вопрос о цвете ткани. Хранящееся сейчас подлинное знамя выцвело. С целью выявления подлинного цвета был произведен анализ ткани в Центральном научно-исследовательском институте реставрации и консервации под руководством научного сотрудника В.П. Голикова.

Анализ показал, что ткань была выкрашена естественным красителем кошенилью и имела темно-малиновый цвет. Белый шелк туаль окрашен в Москве в специальной научно-реставрационной мастерской Всесоюзного объединения «Союзреставрация» под руководством мастера А.А. Фейгиной. Все живописные работы по знамени выполнил реставратор первой категории Владимиро-Суздальского музея А.А. Осетров.

Суздаль | Экспозиция «Д.М. Пожарский - национальный герой России» | Боевое знамя ополчения