ИНТЕРЬЕР ЦЕРКВИ БОРИСА И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ

Интерьер церкви Бориса и Глеба в Кидекше Интерьер церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Фото: Павел Сухов.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше дошла до наших дней измененная перестройками XVII века.

От XII века сохранилась полностью со сводами и хорами западная часть постройки и стены, которые в восточной части оставлены только до аркатуры. Но, благодаря четко определенным в древней Руси законам конструктивного построения и аналогии со Спасо-Преображенским собором Переяславля-Залесского, первоначальный облик церкви Бориса и Глеба удалось довольно точно реконструировать Архитекторам Егорову и Красильникову.

В XII веке это был небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с тремя алтарными апсидами, одним световым барабаном и плоской шлемовидной главой.

Плоские лопатки с тремя уступами делят фасады на три прясла. Вверху прясла завершаются полукружьями закомар. Такими же плоскими уступами оформлены порталы. Место отлива на фасадах украшено пояском поребрика и арочек.

Переспективные порталы и аркатура – это единственные элементы украшения постройки. Они имеют романское происхождение. В XI–XII веках аркатура применялась в декоре Новгородских и Галицких храмов. Впоследствии во Владимиро-Суздальской школе белокаменного зодчества аркатура получила свое развитие в виде аркатурно-колончатых поясов, украшенных белокаменной резьбой. Над аркатурой размещаются узкие щелевидные окна, проемы которых снаружи и изнутри выявляют толщину стен. В западной стене окна имеются и под хорами.

В интерьере церкви Бориса и Глеба четыре подкупольных столба разделяют все пространство на три продольных и три поперечных нефа. Столбы несут большой световой барабан. Вдоль западной стены расположены хоры – специальный балкон, где во время богослужения находилась княжеская семья. На хоры можно было попасть через дверь в северной стене, соединяющуюся переходом-галереей с княжеским дворцом. Под хорами в южной и северной стене имеются аркасолии – ниши для захоронений, так как Юрий Долгорукий предполагал, что церковь будет его личной усыпальницей.

Храм Бориса и Глеба при Юрии Долгоруком расписан не был. Возникновение первоначальных фресок относится к 80-м годам XII века, ко времени сына Юрия Долгорукого – Всеволода III. Анализ стиля и техники показал, что они близки к Черниговской школе живописи, по аналогии с росписями Остерской Юрьевой Божницы под Черниговом, выполненными впервые в 1152 году при Юрии Долгоруком, и с росписями Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском 1152 года.

На южной стене сохранились две фигуры всадников, по предположению исследователей – или волхвы, или Борис и Глеб; в северной аркасоли на белом фоне сохранились две женские фигуры – загробная сцена в раю. По предположению Н.П. Сычева здесь изображены жена Ю. Долгорукого – византийская принцесса Ольга и святая мученица Мария (имя жены Бориса Юрьевича, захороненной в этом аркасолии), имеются фрагменты орнамента по цоколю алтарной апсиды на северной стене и западной стене над хорами.

На камнях обнаружено большое количество граффити, нанесенных острым инструментом в форме крестов и стрел. Вероятно, это знаки мастеров-строителей.

Перестройка церкви XVII века вызвана разрушениями ее. В связи с пожарами и от времени были потеряны дубовые связи – бревна, закладываемые внутрь стен в пустоты по уровню пола хор и пять главных арок под сводами. Связи проходили по периметру всего здания. Получалась жесткая система креплений для погашения усилий распора сводов на стене, применяемая в строительной практике Древней Руси повсеместно.

Работы по восстановлению церкви проводятся в 60-х годах XVII века при епископе Стефане. Восточные прясла стен разбираются до аркатуры и перемещаются в алтарную часть. Алтарные апсиды делаются пониженными и увеличиваются в объеме за счет стен. В интерьере разбирается восточная пара столбов, и, несколько двигаясь к востоку, выкладываются вновь из блоков камня XII века, соединяясь наверху с алтарной стеной. Фактически храм становится двухстолпным, как собор Васильевского монастыря 1669 года и Лазаревская церковь 1667 года в Суздале.

Делается новый сомкнутый свод; от XII века сохраняется лишь западная часть сводов над хорами. Делается новая плоская четырехскатная кровля, завершающаяся луковичной главкой на глухом барабане, в связи с чем на фасадах закладываются кирпичом проемы между закомарами.

В таком виде постройка дошла до наших дней.

Обозревая церковь глазами современника, становишься как бы исследователем. Небольшие размеры, приземистость, суровость и простота облика церкви Бориса и Глеба в Кидекше, минимальное количество декоративных деталей хорошо иллюстрируют обстановку тех далеких времен, когда для князя самая главная задача – создание в своей северо-восточной вотчине резерва крепостей, поэтому каждая строящаяся здесь церковь является в то же время крепостным сооружением в случае защиты от внешних, а иногда и внутренних врагов в лице боярской оппозиции.

Пока еще не настало время в этих местах возвеличивать власть князя через монументальные, богато украшенные церковные постройки. Его взоры обращены к «матери городов русских» - Киеву. Залесская сторона – это пока опора, его защитная стена.

Но, несмотря на простоту облика, сразу же выделяешь основные достоинства этой древней постройки: ассиметричные пропорции; живую шероховатость стен, обработанных вручную с большой любовью и поразительным техническим мастерством. Стена воспринимается как единый монолит, обработка камня и кладка настолько качественны, что швы между блоками почти не видны.

Очень интересно среди позднейших наслоений рассматривать контуры древних окон, заложенных кирпичом на южном и северном фасадах и сравнивать их с сохранившимися проемами окон на западном фасаде, увидать заложенные кирпичом проемы между закомарами и прочесть очертания древних позакомарных покрытий, увидеть, как треть стен – восточные прясла – были понижены до аркатуры и перешли в алтарные апсиды.

А в интерьере можно увидеть древние хоры и древние своды над ними, сравнить кладку XII века на западных столбах, несущих алтарную стену, увидеть между слоями штукатурки и более поздних записей небольшие, но ценнейшие, раскрытые реставраторами фрагменты живописи XII века и испещренные мастерами, может быть, молящимися, блоки камня с загадочными граффити XII века.

Побывав здесь, будто прочтешь век за веком летопись тех далеких времен, оставившую свои деятельные следы на облике этого здания, пережившего многие поколения и не утратившего своей первозданной значительности и обаяния.

Стоящая на высоком берегу постройка нераздельно господствует над спокойной гладью реки, над просторами полей чуть всхолмленной местности: удивляешься умению древних мастеров так тонко чувствовать единую, почти органичную связь архитектуры и окружающей природы.

Технические и художественные приемы, заложенные при строительстве церкви Бориса и Глеба, получили блестящее развитие во Владимиро-Суздальской школе зодчества, знаменовавшей самый высокий расцвет при сыновьях и внуках Юрия Долгорукого.

Позже, когда начинает возвеличиваться Москва, становясь столицей централизованного государства, и московское зодчество приобретает общерусский характер, в первую очередь мастера-строители обращаются к традициям монументального зодчества Владимиро-Суздальской Руси и берут их за основу, потому что во Владимирской земле во второй половине XII – начале XIII веков были созданы самые интересные монументальные памятники на Руси, первым из которых – церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Суздаль | музей | церковь Бориса и Глеба в Кидекше | интерьер